Осень 2014 года в Петербурге богата на кинофестивали. 29 октября в кинотеатре «Англетер» стартовал фестиваль Новое чешское кино CzechIn, который продлится до 2 ноября. В день открытия петербуржцы увидели фильм Виктора Тауша «Клоунада», успевший уже завоевать награду кинопремии «Чешский лев» и поучаствовать в нескольких зарубежных кинофестивалях.
Перед показом Виктор Тауш сказал несколько слов о своём фильме: в частности, отметив, что на создание «Клоунады» его вдохновили жизни и судьбы русских клоунов. Идея фильма возникла благодаря известному чехословацкому миму Борису Гибнеру.
Как и следует из названия, этот фильм о клоунах, но комедией его назвать сложно, скорее лирической трагикомедией. К тому же это ностальгическое кино, что отражается как в работе оператора, так и в музыкальном оформлении. Главные герои «Клоунады» - клоуны Виктор, Макс и Оскар, которые в своё время были успешной группой «Busters». Но между ними что-то произошло, и Оскар эмигрировал во Францию. Двое других клоунов поругались и перестали общаться. И вот теперь после тридцати лет разлуки, им снова предстоит встретиться, вспомнить прошлое и постараться найти точки соприкосновения. В чём причина размолвки бывших друзей и коллег, зритель узнаёт только в конце фильма. Как говорят французы, «ищите женщину».
Ведущие роли в «Клоунаде» исполнили французский актёр Дидье Фламан («Корсиканец», «Багровые реки»), а также чешские артисты Ольдржих Кайзер и Иржи Лабус. Одну из главных ролей в «Клоунаде» - Сильву, женщину с болезнью Альцгеймера, сыграла финская актриса Кати Оутинен. Кати удаются сложные роли – у себя на родине она снялась в фильме «Девушка со спичечной фабрики» (режиссёр Аки Каурисмяки, 1990) – психологической ленте, раскрывающей феномен «маленького человека» в циничном мире. Хочется отметить операторскую работу Милана Хадимы – несмотря на серьезный, даже печальный сюжет фильма, он смотрится как сказка - оператор внимателен к деталям, и это заметно.
После фильма зрители смогли задать Виктору Таушу несколько вопросов.
Почему фильм называется "Клоунада", ведь он о жизни, а не о клоунах?
У Чарли Чаплина есть фильм «Огни большого города», и название в нём не играет большой роли. Да, наш фильм не о клоунаде, а о жизни в рамках клоунады, в рамках комедии. Только четверть фильма занимает клоунада, а всё остальное – это жизнь.
Клоунские номера были специально поставлены для фильма, или они существуют в действительности?
Номер с пальто – это классический русский номер, его в своё время придумал Леонид Енгибаров (знаменитый «грустный клоун» - примечание автора). Шоу Оскара было специально придумано для фильма. Что касается этюда с роялем, то похожие номера были в творчестве тех людей, благодаря которым появился наш фильм.
Что символизируют узоры на оконном стекле, которые рисует Сильва?
В нашем кино мы использовали принцип контраста. Оскар живёт в «рафинированном» дизайнерском мире, и в противовес этому – дом его бывшей жены Анны в колоритном районе Жижков. Виктор находится то в чёрно-белом зале актёрской школы, где он преподает, то в домике с ярким и красочным садом. У Макса прекрасно обставленная квартира, а на контрасте – пустая и стерильная больничная палата. Узоры на окне – это тоже объект символики, с помощью которых мы хотели показать контраст жизни героев.
Какой юмор вы показали в фильме?
В «Клоунаде» мы стремились показать три вида юмора. У Макса юмор архетипический, «чаплинский», у Виктора юмор – фрустрация, а Оскару юмор помогает оградиться от проблем, от мира.
Как вы выбирали музыкальный ряд для фильма?
Я использовал музыку, которая уже существовала – нам оставалось только снова её записать. Музыкальный ряд нашего фильма должен был вызвать ностальгические чувства, поэтому мы использовали третью симфонию Брамса. Также был задействован терменвокс.
Текст Алла Игнатенко