Открытие нового театрального сезона в "Мастерской Петра Фоменко" ознаменовалось дебютом уже известного актера и новоиспеченного режиссера Евгения Цыганова. В своей трехчасовой постановке "Олимпия", сценарий для которой был написан Ольгой Мухиной специально для "фоменок", режиссер попытался вместить несколько десятилетий, на фоне которых развивается судьба семьи Стечкиных.
Благодаря удачно воссозданной советской обстановке еще до появления актеров на сцене становится ясно, что именно вдохновило режиссёра на создание спектакля. Здесь отчетливо присутствует запах "Оттепели" - сериала Валерия Тодоровского, где Цыганов сыграл главную роль. Старый радиоприемник, кресло на низких ножках, деревянный сервант, ажурная скатерть - словом, типичные атрибуты любой московской квартиры 70-ых перекочевали с экранов телевизоров на театральные подмостки.
Начало действия происходит накануне олимпиады 1980-го года в семье лыжного чемпиона Александра Стечкина и его супруги Наташи. Они живут в центре столицы со свекровью и маленьким сыном Алешей. Но не успел еще скрыться в воздухе Олимпийский Мишка, как семья вместе со всей страной уже переживает внезапную смерть Высоцкого, а следом Брежнева, Цоя. Чрезвычайно стремительная смена событий порой обозначается на сцене только новой цифрой на календаре, и нельзя сказать, что это идет на пользу спектаклю. С легкой руки режиссера, нехитрыми штрихами обрисовывающего исторические вехи, сменяющие одна другую, в первые полчаса актеры преодолевают расстояние в десять лет. Зрителям остается лишь молча согласиться с фразой уже подросшего Алеши: «Как же быстро летит время!».
Спектакль словно слеплен из миниатюр, и каждая из них отражает очередную перемену в судьбе страны. Весь этот вихрь событий сопровождается бессмертными музыкальными хитами, многие из которых исполнены артистами вживую. «Алые розы» Пугачевой, «Billie Jean» Джексона, «I will survive» Глории Гейнор, звучавшие из каждого второго окна в СССР, значительно усиливают в постановке нотку ностальгии и светлой грусти.
Евгений Цыганов, следуя традициям режиссуры своего учителя Петра Фоменко, не обделил свое детище легкой иронией, а также изящным и безобидным юмором. Каждая фраза и слово, произнесенные на сцене, нашли себе идеальное место в контексте действия. Здесь нет пустых реплик, а особенно мудрые слова, разумеется, принадлежат бабушке, роль которой сыграла Екатерина Васильева.
Безусловное мастерство актрисы не требует никаких комментариев, образ простой русской бабушки создан ею безукоризненно. А вот исполнитель роли Алеши Иван Вакуленко, не так давно вошедший в труппу «мастерской», только набирается профессионализма - оттенки «театральности» периодически все же мелькают в некоторых его монологах.
А монологи, которых в «Олимпии» немало, все об одном. О любви. Первые минуты второго акта открываются удивительным сплетением множества фраз двух влюбленных об этом прекрасном чувстве. «Любовь - это когда ты улыбаешься, а это чудо улыбается тебе в ответ», - звучит со сцены емкая формула, которая тут же сменяется лаконичной: «Любовь - это одна жизнь». Все они правдивые ,а главное, искренние. И вот падение Берлинской стены, Афганская война, Августовский путч незаметно уходят задний план и дают волю человеческим эмоциям.
«Любовь» в спектакле становится самостоятельным героем. Стоит ей начать крепнуть и процветать, как проходит время и она уже чахнет и погибает. И все же в финале это чувство достигает незыблемой точки, подобно вершине заснеженной горы, на которую забрался Алеша с бабушкой. Постепенно освобождаясь от ложных формулировок, по вине которых ее так часто путают со страстью и влечением, она обретает несколько толстовский характер, преобразившись в истинную любовь, знающую всепрощение.