Осень в Петербурге — время тёплых шарфов, красно-жёлтых листьев и кинофестивалей. Не успело закончиться «Послание к человеку», как начался следующий фестиваль — Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. На этот раз качестве площадки организаторы выбрали сеть кинотеатров «Мираж-Синема». Пока вы читаете эту рецензию, жители спальных районов приобщаются к мировому киноискусству.
Один из таких обрядов инициации прошёл 1 октября в «Мираже в Озерках». На суд зрителей были представлены фильмы из множества стран, в том числе из Франции, Германии, Великобритании и США.
Открыла показ лента «97 %» режиссера Бена Бранда из Нидерландов. Из чего, спросите вы, складывается это число? Вероятно, из критериев любви и одиночества, а оставшиеся 3 % непременно должны перепасть надежде. Главному герою приходит на телефон уведомление от программы любовной совместимости — «совсем рядом находится ваш идеальный партнёр». И начинается погоня, и вглядывание в лица, и охота за «той самой улыбкой». Смешна ли эта короткая история (продолжительностью 8 минут)? Впечатление вариативно — но казалось бы незамысловатая идея фильма подкупает.
Фильм «На мосту» снял британский режиссёр Самир Патель. О чём этот фильм? Он повествует о том, что такое мужество, и, более широко, что такое мужественность (как сейчас любят говорить — брутальность). Трагикомедия о трудности выбора и красивых сумасшедших поступках разворачивается вечером на мосту Ватерлоо (Лондон). Далеко внизу переливается всеми огнями река Темза, очень похожая на Неву. Побольше бы таких жизнеутверждающих фильмов на фестивалях — от них светлее на душе.
Таких, к слову, на Манхэттенском фестивале было немало. Однако присутствовали в программе и остросоциальные, а также психологические киноработы, к примеру, «Уловка» (Джеймс Кроук, Австралия) об ответственности за свои поступки, и «Падение» (Андреас Таулов, Норвегия) о мести неверному мужу-мерзавцу на фоне умопомрачительного вида на море.
Лента «Включить и выключить» (Тьерри Лоренци, Франция) являет собой остросюжетный фильм в стиле НФ. Прекрасные женщины-киборги в космосе не оставят равнодушным ни одного любителя фантастики и красавиц.
Картина «Живая наживка» мексиканского режиссёра Джоша Соскина напрямую перекликается с лентой «Zinneke» (Реми Алье, Бельгия), показанной в рамках «Послания к человеку». Те же ненужные дети и их криминальные «покровители», тот же неверный выбор, который за ребенка делают взрослые. Действие происходит в нищей Мексике, которая, к её несчастью, «от Бога слишком далека, к США — слишком близка».
Ещё один британский фильм — «Платье из занавески» (режиссёр Бекси Буш), получивший (абсолютно заслуженно) уже множество наград. Это невероятно человечная анимационная история, которая даёт зрителям возможность услышать рассказы одной пожилой женщины, Лин Скофилд. Казалось бы, описывается обычная жизнь — семья, дети, хлопоты по дому, потеря близких — но подача этой биографии обезоруживает: предметы домашнего обихода будто живут своей жизнью, становятся полноправными героями фильма. В юности Лин, как Скарлетт О`Хара, сшила себе платье из занавески, отсюда и название ленты. «Платье из занавески» должен увидеть каждый; будем надеяться, что он победит в результате зрительского голосования.
Под конец была показана лента «Носорог на полной скорости» (другой вариант — «Носорог скачет галопом») Эрика Шмитта из Германии. Это история любви — к городу, в данном случае Берлину, к людям и к одному конкретному человеку. Главный герой, Бруно, неожиданно встречает необычную девушку, которая открывает ему город в новом свете. И всё бы хорошо, но через неделю она уезжает. Пока же наши герои могут преображать реальность вместе. В настроении этой киноленты чувствуется влияние фильма «Амели» и изображенной в нем воздушности бытия. Результат получился отличный, а после просмотра осталось приятное послевкусие.
Манхэттенский фестиваль короткометражного кино необычен тем, что лучший фильм и актёра выбирают зрители со всех концов мира. Хочется поскорее узнать результат — его объявят 6 октября; пока же всем любителям авторского кино стоит поторопиться и успеть побывать на показах фестиваля. Киноосень продолжается.
Текст: Алла Игнатенко