Текст: Евгения Савкина
«Дружба и никакого секса?»: Зачем дружить, если можно пожениться?
«Зубная паста и сигары» — пьеса Ти Джея Доува и Майкла Ринальди, легшая в основу сценария фильма «Дружба и никакого секса?» — представляет собой довольно небезынтересное произведение; однако в экранной версии изрядная доля её очарования утеряна. Осталась лишь довольно простенькая комедия, в которой главные герои начинают с дружбы и заканчивают вполне предсказуемыми действиями.
Фильм с рабочим названием «The F Word» (очевидно подразумевающем одновременно и «fuck», и «friends») после премьеры целый год пролежал на полке перед тем, как отправиться в широкий прокат. Причиной тому послужил поиск дистрибьюторов и претензии MPAA к двусмысленному названию. Предсказуемая в своей традиционности история на тему «Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?» привлекательна для зрителей скорее участием Дэниела Рэдклиффа, нежели новаторскими взглядами режиссера.
Картина выстроена по стандартной схеме, и, как бы не настаивали промоутеры, дружба и любовь в фильме вовсе не противопоставляются — это конфликт мнимый. Режиссер даже не пытается рассматривать возможность того, что главные герои Уоллас и Чантри могут быть друзьями — все очень очевидно, несмотря даже на то, что изначально Уоллас не собирается заводить отношения, а у Чантри вообще есть бойфренд.
Фильму не хватает режиссерской смелости: Майкл Даус мог бы сделать немного более сильный уклон в nerdy-сторону, благодаря чему герои стали бы правдоподобнее, а шаблонность истории ушла бы на второй план. Но «Дружба и никакого секса?» это лайт-версия, закос под indie, в которой есть лишь претензии на альтернативу массовому кинематографу, заключающиеся в саундтреке, далеком от хитов радиостанций, да анимационных вставках, изображающих душевные переживания главной героини.
Если и есть тут что-то оригинальное и необычное, так это актерский состав. Кастинг-директор выбрал ярких молодых актеров, начиная от Зои Казан (весьма далекой от образа гламурной красотки), и заканчивая яркой Маккензи Дэвис и бесподобным Рейфом Споллом, переигрывающем Рэдклиффа на раз. Неудачна как раз таки замена изначально утвержденного на главную роль Кейси Аффлека на Дэниела Рэдклиффа. Роль «мальчика, который выжил» наложила на Дэниела слишком сильный отпечаток, заставляющий зрителя ожидать, что Рэдклифф вот-вот вытащит из кармана волшебную палочку; можно поспорить, что у Кейси герой с разбитым сердцем и новыми надеждами вышел бы куда более интересным и привлекательным.
В целом «Дружба и никакого секса?» — картина, которую не за что хвалить, как не за что и ругать. Все здесь в нейтральной тональности и вроде бы на своих местах — однако картине в то же время не хватает как комедийного задора, так и меланхолии романтических отношений. Вопрос о том, возможна ли дружба между мужчиной и женщиной, здесь нивелирован, и сведен скорее к вопросу «как скоро одно состояние перетечет в другое?». Картина, тем не менее, наверняка придется по вкусу представителям своей целевой аудитории — фанатам Дэниела Рэдклиффа. А тем из них, кто не знаком со всеми изысками кинематографа, она вполне может показаться и оригинальной.