Для многих людей прошедшая неделя была, наверное, вполне обычной, со своими бытовыми радостями и огорчениями. Но не для киноманов. Для них же период с 20 по 27 сентября стал настоящим праздником. В рамках международного кинофестиваля "Послание к человеку" прошло множество показов, встреч и мастер-классов. Одной из самых значительных и ожидаемых премьер фестиваля стал новый фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля.
Режиссерский почерк Зайдля легко узнаваем в любой его картине: будь то ранние документальные работы или игровая трилогия "Рай". Две неизменные черты его фильмов - отсутствие закадрового музыкального сопровождения и горячо любимая режиссером симметрия. Ее австриец найдет везде: в любом пейзаже, в любой квартире, в любом подвале. Впрочем, в подвале, а точнее, в подвалах, Зайдль нашел далеко не только симметрию. Подвалы вообще оказались крайне увлекательным местом. Каждый из них настолько индивидуален и колоритен, что новый фильм режиссер так и назвал - "В подвале". И, что логически следует из названия, все его действие разворачивается в самых разных и необыкновенных подвалах самых на вид обыкновенных европейских обывателей.
Фильм, изучающий особенности австрийских подвалов, и, следовательно - их хозяев, был бы не так интересен будь он игровым. Но на этот раз Зайдль снова вернулся к документалистике. Определенно, никакой сценарист не придумал бы настолько ярких и противоречивых персонажей, а никакой художник-постановщик не создал бы такие шикарные декорации.
Что такое, по сути своей, подвал? Какие ассоциации первыми приходят в голову? Нечто темное, потайное, скрытое от глаз. Место, в котором можно что-либо спрятать или спрятаться самому. А что характеризует человека лучше, чем то, что он пытается скрыть? Герои фильма - бесконечно странные и интересные люди. Их странности самые разнообразные: некоторые забавные, некоторые нелепые, некоторые по-настоящему жуткие. Держу пари, у большинства зрителей пробежали мурашки по коже, когда скромная, ничем не примечательная пожилая женщина, зайдя в свой маленький и захламленный подвал, достала из коробки безжизненного младенца. Не сразу удается понять, что младенец этот - только кукла. Сперва промелькнут в голове самые ужасающие мысли и ассоциации, вплоть до воспоминания хичкоковского "Психо". Но пожилая дама и ее пластмассовые дети - далеко не центральный персонаж фильма. И остальные - не менее яркие. Пожилой музыкант-любитель, выбравший себе в кумиры Гитлера, коренастый охотник, трофеи которого - головы убитых животных, уже не помещаются на стенах подвала, несостоявшийся оперный певец, воодушевленно, хоть часто и мимо нот, горланящий знаменитый арии. Далее Зайдль по законам драматургии повышает градус и вводит героев с еще более откровенными и шокирующими странностями. Потрепанная жизнью женщина, практикующая садомазохизм и работающая при католической церкви, некрасивая и немолодая дама и ее любовный раб (к слову, "В подвале" - тот пример, когда категория "18+" более, чем оправдана).
Все перечисленные странности, согласитесь, даже несколько жутковаты. Но было бы банальным и бесталанным делать из перечисленных людей просто больных на голову фриков. Нет, это слишком просто для такого большого режиссера как Ульрих Зайдль. Куда любопытнее показать этих людей странными, но по-особенному обаятельными, взглянуть на них с безобидной иронией и даже с любовью. Режиссер отказывается от штампов, от общепринятых стандартов плохого и хорошего. Он доказывает, "странно" и "плохо" - не синонимы. И каждый человек имеет право на собственный "подвал". Все герои фильма вышли парадоксально трогательными. Зритель скорее почувствует к ним снисхождение, чем отвращение. И даже самые откровенные кадры не изменят этого.
У Зайдля совершенно особенный юмор. Он скрыт не в словах, а в монтаже. Режиссер умудряется так менять кадры, что весь зал взрывается от хохота. Это, кстати, еще одна неповторимая «фишка» его кино. А также в своем новом фильме Зайдль максимально приблизился к искусству фотографии. Помимо идеально, с точностью перфекциониста выверенной композиции "В подвале" обогащен кадрами-портретами. В таких кадрах герои на протяжении 15-20 секунд молча и неподвижно смотрят в камеру. Конечно же, на характеризующем их фоне и, более того, под характеризующее звуковое оформление. Такие кинопортреты - настоящее открытие режиссера. И остается только гадать, как ему удается заставить людей на протяжении этих странных и нелепых 15 секунд все же оставаться собой и смотреть в камеру смело, без стеснения. Что ж, у Зайдля богатый опыт документалиста. И своим новым фильмом он доказал, что по-прежнему может снимать по-настоящему авторские глубокие фильмы, как игровые, так и документальные.