«Я тогда, князь, в третьягодняшней отцовской бекеше через Невский перебегал, а она из магазина выходит, в карету садится. Так меня тут и прожгло».
Именно эти слова о Настасье Филипповне Барашковой становятся начальной фразой спектакля «Вспоминая идиота», премьера которого состоялась в Петербурге 27 октября. И зрители сразу же понимают, что речь пойдет о ведущей сюжетной линии романа Достоевского – любовном треугольнике Настасьи Филипповны, князя Мышкина и Рогожина. Впрочем, это становится очевидным, когда на сцене появляются лишь три актера.
Повествование идет от лица Рогожина, и именно внутреннее состояние этого героя, по словам актеров, им было интересно передать зрителю. По роману Парфен Семеныч перенес безумства и терзания возлюбленной, которые довели его до убийства, а затем последовали следствие и суд. Не удивительно, что фантазии режиссера привели персонажа в психиатрическую лечебницу.
«В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу расцвело….», - так начинается роман Достоевского. А в спектакле Юрия Николаенко, который является в дополнение и исполнителем роли князя Мышкина, эти слова звучат в мыслях и из уст Рогожина не раз. Из зрительного зала мы будто попадаем в голову одержимого. Здесь, как и в любой голове, воспоминания путаются между собой. Но лишь нездоровому сознанию свойственно повторение самого больного воспоминания по кругу. Только в голове одержимого все переживания выставляются наголо и от этого становятся громче, порывистей и резче речи и действия персонажей.
И эта накаленная докрасна обстановка наводит на мысль, что коль оставил бы Федор Михайлович живыми всех троих несчастных героев, каждый бы так или иначе попал бы в психиатрическую клинику. Впрочем, спектакль лишь довершает картину, добавляя к идиоту Мышкину и сумасшедшей Настасье Филипповне еще и психа Рогожина.
Все трое, включая самого Рогожина, по всем ощущениям здесь являются лишь плодом воспоминаний Парфена Семеныча. И подтверждается все это легкостью перевоплощения этих героев друг в друга, некой неестественностью их поведения, а иногда и нелепостью происходящего, которая выражается в мелочах.
Врезаются в память Рогожина злосчастный нож, ставший орудием убийства, и огромные кресты, которыми обмениваются «братья» по несчастью. А сцена, в которой соревнование за Настасью Филипповну превращается в абсурд с табличкой «Распродажа» на шее, заслуживает отдельного внимания.
Перемешиваются не только события в голове Рогожина. Время становится чем-то несущественным и для зрителя. Рассказ князя Мышкина о казни вдруг дополняется мыслями актера о его друзьях, сидящих в зрительном зале, многие немые сцены сопровождает знакомая каждому современному человеку музыка, да и все персонажи выглядят как люди, которых мы встречаем на улице ежедневно. И все это, пожалуй, чтобы зрители смогли лучше понять эмоции и переживания, ведь легче сочувствовать человеку похожему на тебя, чем некому историческому персонажу.
«Мы хотели показать две разных любви: один любит ее [Настасью Филлиповну] сознательной любовью, другой – страстью и к чему все это приводит. Мне кажется, чувства трех людей одинаковы всегда, неважно, какой год», - говорит исполнительница главной роли Алина Гуменюк.
Нельзя сказать, что знакомый сюжет зазвучал с молодой петербургской труппой по-новому. Но в этом ли задача каждого спектакля? Возможно, цель – просто интерпретировать сюжет по-своему, расставить свои акценты, выделить главное. Ведь классика не зря стала классикой. Мы почитаем ее за вечные темы, за уроки, которые она нам может преподать, чтобы мы не учились на собственных ошибках. Так почему бы просто в очередной раз не вывести на поклон одну из таких вечных тем – любовный треугольник, который, наверное, стал одним из самых больных любовных треугольников в русской классике? Взглянуть на него в следующий раз можно будет 20 октября.