Приключения Пульчинеллы в России

Итак, первый спектакль первого дня БТК-феста -  «Пульчинелла-ди-Маре» от Гаспаре Назуто! п Гаспаре Назуто – великий знаток в области неаполитанского кукольного театра. Будучи пятилетним мальчиком, он впервые взял в руки куклу - и с тех пор больше не расстаётся с ними! Его творчество дарит зрителям уникальную возможность познакомиться с древним видом перчаточных кукол Gurattelle, появившихся в Неаполе еще в 1500 году. Кукольному делу Гаспаре специально не учился. В этом определённо есть некий шарм, ведь бытует мнение, что невозможно научиться работать с куклами, просто обучаясь в училище. Это дело необходимо перенимать у великих мастеров:  быть чьим-то подмастерьем,  находиться в процессе создания куклы 24 часа в сутки, овладеть всеми секретами – и в итоге создать собственный стиль! «Пульчинелла-ди-Маре» - это традиционная неаполитанская драма. Аншлаг на спектакль был просто невероятный, желающих окунуться в неаполитанскую атмосферу и познакомиться с истоками кукольного театра оказалось очень много. На сцене установлена рабочая, стандартная для этого вида театра ширма, которая на профессиональном языке называется «грядкой». Ещё пара минут - и зрительный зал, не выдержав ожидания, аплодисментами вызывает Гаспаре на площадку. А он, как было видно сидевшим сбоку от сцены гостям, с закрытыми глазами стоит за ширмой, впитывая энергетику зала, настраиваясь на игру. Такие моменты очень интересны и ценны, ведь обычно зрителю дано увидеть только то, что актёр заранее приготовил для восприятия. А вот каково ему за кулисами, в тот самый момент, когда зал уже до отказа полон и все с нетерпением ждут появления … Это обычно остаётся загадкой. Наконец, маэстро готов! Он выходит! Представление началось! Миру является главный герой этого часа - Пульчинелла. Он выходит в сопровождении куклы-девушки, с которой они кружатся в танце и поют какую-то песню! «Это не смешноооо!» - выразил своё мнение один из маленьких зрителей, испугавшись внезапного появления кукол, чем очень развеселил аудиторию.  Атмосфера моментально стала напоминать городскую площадь с прохожими где-то в средневековом Неаполе.  Выкрики и комментарии детей не только не мешали, но и помогали спектаклю приобрести тот самый колорит, который присущ уличным выступлениям кукольников. Стоит отметить, что Гаспаре начинал творить именно на улице. Но сейчас он прекрасно адаптирует свои спектакли и для помещений. п2Все звуковое сопровождение мастер создает самостоятельно, здесь и сейчас, при помощи собственного голоса, рук и ног. И с первых же звуков начинаешь восхищаться его профессионализмом. Мы не видим самого кукольника, но его талант настолько ярок, что куклы действительно оживают, разговаривают своими индивидуальными голосами, обладают уникальной пластикой. Но главной особенностью, конечно, является Пульчинелла, точнее, его голос. Он создаётся при помощи специального инструмента pivetta(пищик). Помещается он практически в гортани у артиста, и работа с таким инструментом является довольно сложной и утомительной. Однако натренированный мастер может одновременно использовать пищик и говорить собственным голосом, а иногда даже и петь, как это ловко делает Гаспаре. Для того чтобы спектакль был понятен в России, автор специально подбирает слова для героев на русском языке. Принцип подбора - схожесть по звучанию. Например, традиционное  для Пульчинеллы выражение «Шо!», означающее «Вон!», Гаспаре ассоциирует с русским словом «Хорошо!». Вот  такие интересные метаморфозы! Через некоторое время на площадке появляется третий герой – волк или собака. Это зловредное существо на протяжении большей части спектакля доставляет нашему Пульчинелле большие неприятности. Но он весьма мил на внешний вид и поэтому однозначно нравится зрителям, даже несмотря на свое предназначение. А борьба волка и Пульчинеллы набирает обороты, и темп спектакля все увеличивается. Глядя на все это, невольно ловишь себя на мысли, что у Гаспаре должно быть целых восемь рук, чтобы в одиночестве управлять всем этим делом! Но это ещё не всё. На помощь Пульчинелле является четвёртый герой – некий охотник. Но он оказывается корыстным и требует деньги за свою работу. Наш бедолага соглашается заплатить за свою жизнь, ведь в пасти у волка не так уж и уютно. Но стоит охотнику выполнить свою часть уговора и спасти его, как этот прохвост убегает и отказывается платить! Это знаменует начало очередной борьбы – на этот раз Пульчинеллы и охотника. п4 Следующая сцена порадует любителей черного юмора: Пульчинелла, дабы не платить, убивает охотника палкой, но что мы видим дальше? Негодник, поняв, что же он натворил, жутко огорчается и буквально умывается слезами над телом своего спасителя. И решает его похоронить. Сцена погребения не выпадает из общей атмосферы представления, она также сопровождается острым юмором и сложнейшим звуковым рисунком. Пульчинелла долго возится с кукольным гробиком и под конец просто утрамбовывает тело охотника туда палкой.  И так как борьба была сильно утомительной, Пульчинелла желает всем спокойной ночи и укладывается спать. Казалось бы, что ещё может произойти: встреча с девушкой была, со злым существом бился, жизнь ему спасли, врага одолел, похороны тоже состоялись…  Но нет, нашей остросюжетной сказочке для полной картины не хватает самой Госпожи Смерти! И она тут как тут, появляется в сопровождении таинственного неземного звука и заводит игру с Пульчинеллой. Всё это превращается в дикий и жуткий танец человека со смертью. Веселая музыка сменяется похоронным маршем, который он сам и исполняет. Ах, злая шутка судьбы! Не все Пульчинелле смеяться над людьми. Как того требует классика, Смерть воздает коварному прохвосту по заслугам – он погибает. Зрители, всю постановку остро живо реагировавшие на каждое действие, расстроено охают, дети все время вскрикивают: «Нет! Нет!». Все ждут, что Гаспаре вот-вот оживит своего персонажа. И, о чудо, так и происходит! Пульчинелла вскакивает – похоже, что он лишь притворялся мертвым, чтобы дать себе небольшую передышку. Взбодрясь и заручившись поддержкой публики, он снова вступает в схватку – и на этот раз одолевает старую Смерть! Публика ликует, звучит победный марш, и в награду герою, как и положено, на сцене появляется прекрасная девушка… После продолжительных оваций состоялась небольшая беседа: все желающие задали вопросы, а Гаспаре  с удовольствием на них ответил. И это несмотря на то, что буквально через час у него уже должен был быть следующий спектакль! В ходе беседы выяснилось, что в репертуаре у Гаспаре  23 спектакля с участием Пульчинеллы. Надеемся, что когда-нибудь нам удастся увидеть хотя бы часть из этой коллекции! Напоследок  Гаспаре отметил, что во время представления якобы чувствовал присутствие другого очень известного в России кукольника, Бруно Леоне, который якобы мешал ему работать. Некая конкуренция, как показалось нашему актёру. Что ж, всё может быть... Ведь что ни говори, а мистики театру кукол не занимать!

Текст: Наталья Беспалова

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

   

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения