Текст: Александр Гумбарг
P.S. Не исключено, что этот фильм был задуман как своего рода альтернативная автобиография режиссёра. На это указывает, как минимум, тот факт, что настоящее имя Азии Ардженто – Ариа; Азия, так же как и главная героиня картины, воспитывалась в “звёздной” семье и испытывала трудности в общении со своими сверстниками.Пойми меня, если сможешь: Ария Чучела
Пойми меня, если сможешь (оригинальное название — Incompresa, буквально Непонятная) — новая работа Азии Ардженто, история о непростых взаимоотношениях юной школьницы Арии (Джулия Салерно) с окружающим миром, рассказанная ей самой.
Будучи дочерью знаменитой эксцентричной пианистки (Шарлотта Генсбур) и востребованного, но крайне суеверного актёра (Габриэль Гарко), Ариа постоянно выслушивает завистливые упрёки от своих одноклассников, — и напрочь при этом обделена вниманием собственной семьи. После развода родителей Ариа мечется между матерью и отцом, поделившими между собой двух её сводных сестёр, которые также не питают особого душевного тепла к своей кузине. Даже вручение Арии награды за лучшее школьное сочинение в Риме не может заставить в конец рассорившихся супругов, испытать гордость за их общего ребёнка.
Одиночество Арии скрашивает её единственная школьная подруга. «Мы одинаковые!» — скандируют они, и называют друг друга одним прозвищем — «Ист». Казалось бы, ничто не может разрушить эту дружбу. Однако в конце концов и этого близкого человека Ариа проигрывает обществу в борьбе за самоидентификацию. «Я не такая, как ты! Я нормальная!» — заявляет одна из Ист и заводит себе новых, более популярных подруг.
Отвергнутая всеми и предоставленная самой себе, Ариа проводит ночи на улицах Рима в компании чёрного кота Дака и местной маргинальной молодёжи за танцами, выпивкой и сигаретами. Впрочем время от времени и у эгоцентричных родителей Арии случаются приступы “нежной и взаимной любви” к своему чаду, на фоне которых девочка только острее ощущает свою ненужность.
Апофеозом злосчастий для Арии становится её десятый день рождения. Мать девочки собирает у себя дома шумную вечеринку. Ариа рада, но вскоре осознаёт, что и на этом празднике до неё никому нет дела. Тогда она решает самостоятельно организовать собственное торжество в квартире ничего не подозревающего отца. Ариа надеется, что этот жест поможет ей сблизиться с её ровесниками, но пришедшие дети радостно устраивают в квартире погром, что окончательно отдаляет и без того заброшенного ребёнка от семьи.
Несколько раз при просмотре фильма невольно вспоминается Быковское Чучело. Та же отчуждённость и искренне непонимание своей вины перед социумом. Наивность и непосредственность главной героини так же постепенно притупляются суровой и несправедливой действительностью. Однако, в отличии от Лены Бессольцевой, Ариа не находит другого выхода из положения, кроме как шагнуть вниз с балкона, чем к себе и привлекает, в конечном итоге, всеобщее внимание.
В начале и в конце фильма голос Арии озвучивает строки из её детского дневника, в котором и описано всё произошедшее. Это её последнее сочинение можно считать лебединой песней гадкого утёнка, который столько раз пытался заявить о себе как о полноценной личности, но так и не был услышан.