Второй день БТК-феста, международного фестиваля актуальных кукол, который проходит в Петербурге прямо сейчас, завершала монопостановка израильтянки Яэль Расули «Paper Cut». Спектакль шел на английском языке без параллельного перевода, лишь перед началом спектакля организаторы, спросив, кто в зале говорит на английском, а кто нет, перевели суть спектакля, упомянув, что, мол, если вы чего-то не поймете, можно спросить у соседа или пофантазировать.
Организаторы явно специально потомили зрителей перед залом, не открывая двери вовремя. Ведь только мы вошли и стали рассаживаться по своим местам, как уже были отруганы Яэлю за свою непунктуальность. Создалось ощущение, что мы зашли в самый разгар действия: секретарша восседает за своим столом посреди сцены, она поглощена делом, но, увидев нас, решает отругать непутевых гостей. Вообще она не только умело заигрывала с залом, но и, как истинная секретарша, помогла урегулировать проблемы с посадкой в зале. Она разговаривала с входящими, предлагала сесть поближе, у кого-то даже спросила, из какой они страны. Словом, действие началось еще до того, как мы вошли в зал. Переступая его порог, мы попали в живое действие, которое создал один человек. Моноспектакль PAPER CUT начался!
Свет погас, и все услышали знакомую с детства музыкальную заставку многих любимых фильмов – барабаны и трубы как бы возвещали о начале кинофильма от компании Metro-Goldwyn-Mayer… Тут на сцену добавили немного света, и мы увидели, как Яэль сама изображает золотого льва, держа в руках вырезанную из бумаги рамку. За этим в течение целого часа следует множество сценок из черно-белых фильмов о любви, которые актриса, играющая секретаршу, создавала благодаря коллажам, вырезкам, альбомам с фотографиями, добавляя туда «закадровую» речь как мужских, так и женских персонажей. Что это, спросите вы, что же делает эта одинокая секретарша, когда ее коллеги-сплетники и начальник, в которого она безнадежно влюблена, расходятся по домам? Фантазирует, конечно! Мечты героини воплощаются в черно-белых вырезках из старых киножурналов, создавая невероятный мир образца 1940-ых годов.Вся жизнь этой секретарши – это пустота и одиночество. Ей остается лишь воображать себя героиней какой-то картины или проигрывать сценки из кинофильмов, погружаться в нереальную жизнь, забывая о своей.
Вырезки, с помощью которых Яэль создавала сценографию, были не слишком большие, и иногда было сложно разглядеть, герои каких фильмов находятся у нее в руках. Но можно было догадаться, услышав знакомую мелодию или имена. Так мы узнали героев «Касабланки», «Римских каникул», слышали песни Эдит Пиаф и Мерилин Монро. В этом спектакле-коллаже собраны все лучшие образцы кинематографа середины XX века, на которых, по-видимому, росла его героиня. Романтические приключения персонажей фильмов, их любовь, расставания – секретарша переживала все это так, как будто это происходило с ней самой. С помощью гротескных голосов, движений и мимики на сцене рождалась моно-буффонада, одна женщина создавала образы десятков героев, насыщая при этом их эмоции разными оттенками, создавая необычные характеры.
Спектакль был поистине интернациональный – Яэль разговаривала поочередно на английском, французском, немецком и даже на русском. Помимо этого она и пела на этих языках. Перепробовав сценки из множества фильмов, героиня решила и сама стать дивой прошлого века – с помощью мгновенных перевоплощений актриса становилась то одной певицей, то другой, но в ее руке непременно был вырезанный из бумаги микрофон.
Ее спектакль – это соединение разных жанров и артистических находок. Яэль впервые приехала в Россию, специально на БТК-фест, то есть ничего подобного нельзя было увидеть раньше. И сейчас остается лишь надеяться, что она вернется к нам в обозримом будущем.