Целых два дня подряд Света Бень удивляет своих поклонников феерическими концертами: сначала она предстала в рамках off-программы «БТК-феста» с показом «Микрокабаре» — очаровательного спектакля-концерта Светы (клоунессы, чудачки, лидера группы «Серебряная свадьба»), а уже на следующий день выступила со своим коллективом в клубе Зал Ожидания, с концерта которого вы можете посмотреть полный фотоотчет, перейдя по ссылке. Сама идея «Микрокабаре» кажется невыносимо прекрасной. Представьте себе малюсенькую сцену (метра три, не больше), где могут разместиться два музыканта, а между ними – солистка. Миниатюрные красные кулисы, миниатюрные музыкальные инструменты (пианино, гитара, детские дудочки, ксилофон и т.д.) и крошечный реквизит. Это мир детских игр, который Бенька населяет нешуточными страстями. От хрупкой, натянутой как струна девушки, одетой в черном платье cкрасной лентой, исходят настоящие магнитные токи любви. А страсти, о которых она поет и читает стихи, «подзвучиваются» на терменвоксе – электронном музыкальном инструменте (звук из него извлекается совершенно «магическим» способом – путем колебания пространства).
Особая прелесть «Микрокабаре» — крохотный реквизит, с которым умело управляется Света Бень (по образованию актриса кукольного театра). Так, кораблик плывет по волнам Бенькиных рук, а потом тонет в лифе платья, к ногам исполнительницы планирует парашютист (песня в назидание людям «Не надо летать»). Стоит ли говорить, что каждая отдельно взятая песня – микроспектакль со своими героями, трогательным сюжетом, драматическим конфликтом? Никогда прежде не смотрела на тексты «Серебряной свадьбы» как на пьесы, но после «Микрокабаре» поняла - это так. Бень – прекрасный драматург, она знает законы драматургии, знает, как увлечь зрителя/слушателя, как заставить его поволноваться, начать сопереживать и, конечно, насмешить. Бень – мастер тонкого юмора, который чаще имеет привкус самоиронии (а как известно, умение смеяться над собой – самый высокий вид смеха). Образ исполнительницы в какие-то моменты срастается с образом ее лирических героинь, Бень смеется над собой и над ними – девушками, обладательницами специфической женской психологии (песня «Обидел»), комплексов и желаний. Можно сказать, что это проникновенно «девчачья» (в лучшем смысле этого слова) лирика. Бень будто бы берет увеличительное стекло (в песне «Микробы» она так и делает) и смотрит через него на привычный для нас повседневный мир. Иногда кажется, что ее стеклышко немного с кривизной, потому что наблюдения всегда трогательно карикатурны. В песне «Неважно», например, рассказывается история о первом свидании, о романтической обстановке — парке с фонарями, о приключениях загулявшей влюбленной парочки: «Но мы были прекрасно бухие, и все это было неважно». Юмор Беньки всегда снижает привычный пафос, с которым принято говорить о любви, но при этом заставляет посмотреть глубже и удивляться тому, чего не замечал прежде наш «замылившийся» взгляд. Например, мы можем заглянуть в мир микробов, а там, оказывается, все как у нас: встретились двое, застучали их сердца в унисон, жили они счастливо, но недолго, потому что жлоб-биолог вымыл чашку Петри, «влюбленных смыв струей воды».
Света Бень не только драматург, но поэт, мастер точных и невероятно красивых метафор («В любви то постоянный ток, то переменный в сто тысяч киловатт»). Ее тексты можно цитировать долго и с большим наслаждением, но еще большее счастье — слышать их в живом авторском исполнении, поэтому не упустите такой возможности в следующий приезд «Серебряной свадьбы» в Петербург!