"Макбет", пожалуй, больше других пьес Шекспира будоражит воображение. Всегда интересно посмотреть очередную постановку этого произведения, пронизанного мистикой и фатальностью. Тем более если речь идёт о версии легендарного театра «Глобус» - да, того самого, основанного в 1599 году на средства труппы актёров, к которой принадлежал Шекспир, и возрожденного актёром и режиссёром Сэмом Узнамэйкером. По настойчивой просьбе последнего новый театр «Глобус» был построен по плану елизаветинского времени.
Хочется упомянуть, что, как и первый «Глобус», нынешний театр имеет выступающую сцену, находящуюся в огромном круглом дворе, окружённом сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах. Если верить «Википедии», семьсот билетов на стоячие места во дворе (и сидеть там не позволяется) доступны на каждом представлении по 5 фунтов за билет. А единственная крытая часть амфитеатра – это территория сцены, а также более дорогостоящие сидячие места.
Благо теперь не нужно ради посещения этого колоритного театра лететь к сердцу Туманного Альбиона. Шанс оценить работу легендарного «Глобуса» петербуржцам предоставляют несколько кинотеатров в рамках Театрального киносезона 2014-2015. Спектакли идут на языке оригинала и сопровождаются субтитрами.
Но не только возможность как бы поприсутствовать в самом театре-легенде делает данную постановку притягательной. Дело в том, что данная версия «Макбета» ставилась женской рукой, да к тому же это режиссёрский дебют Ив Бест, известной как комедийная актриса. Согласитесь, сплетение всех упомянутых выше фактов интригует.
Пьеса начинается с того, что три ведьмы предсказывают Макбету обретение в скором времени королевской короны, а его другу Банко предрекают, что хоть самому ему не править, но предначертано стать предком целой династии королей. И это предсказание запускает целую вереницу смертей, начавшихся с коварного убийства добрейшего и всеми любимого правителя Дункана.
Нужно отметить, что актёры подобраны мастерски и игра их не может не восхищать. Очень интересно выведены практически все персонажи, каждый по-своему харизматичен. Начнём с того, что ведьмы, зачастую не имеющие каких-то особых черт, в версии Ив Бест являются тремя яркими персоналиями. Пожалуй, особый визуальный эффект достигается за счёт различного цвета кожи актрис. Перед зрителями колоритное трио: классическая бледноликая и рыжеволосая ведьма, мулатка с кожей цвета кофе с молоком и рослая, чёрная как смоль ведьма, ассоциирующаяся с колдуньями Вуду. Да и король Дункан в исполнении ветерана британской сцены Гоуна Грэйнджера вышел очень трогательным хрупким старцем, воплощением доброго и мудрого правителя, что усиливает впечатление от предательства со стороны обласканного почестями Макбета.
Разумеется, отдельного внимания заслуживают ключевые персонажи пьесы – чета Макбетов. И тут так и хочется применить методы психоанализа. Их отношения в ряде моментов напоминают скорее схему «мать-сын», нежели «жена-муж». Леди Макбет в исполнении потрясающей Саманты Спайро, словно библейская Ева, соблазнившая Адама яблоком, провоцирует своего супруга на первое убийство во имя власти. Макбет, воплощённый Джозефом Миллсоном, не достаточно решительный для того, чтобы «идти по головам», нуждается в уговорах и воодушевлении. Леди Макбет то мурлычит кошкой, то кричит и ругает мужа за медлительность и отсутствие хладнокровности в поступках. Она спешит доделать за ним начатое, будто за нерадивым бестолочью-сыном. Как известно, неуверенные в себе мужчины частенько самореабилитируются за счёт физического унижения женщин. Вот и новоиспечённый правитель Макбет, как бы мстя толкнувшей его на тропу греха жене, во время одного из монологов начинает душить её. А после, недоумевающую и напуганную, уводит за кулисы, придерживая за шею, словно провинившегося холопа. По реакции леди Макбет мы понимаем, что ранее она не подвергалась подобному обращению. А в последующие её выходы на сцену уже не вызывают удивления синяки и ссадины на её теле.
Собственно, можно сказать, что Шекспиром был поднят вопрос, много позже сформулированный Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание»: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Бесконечные размышления и терзания совести приводят обоих супругов к помешательству.
В этой, казалось бы, безвариантно трагичной истории режиссёр Ив Бэст умудряется найти комизм. Например, после своей коронации Макбет подходит к краю сцены и пожимает руки тем, кто стоит у самых подмостков, словно рок-звезда, дарящая внимание своим фанатам. А в эпизоде, где Макдуф старается убедить наследного принца вернуться в родную страну и отвоевать престол, принц раскрывается как обаятельный добряк-хохмач.
Можно ещё многое сказать об этом прекрасном спектакле, но ведь лучше один раз увидеть, не правда ли? Следует отметить, что слабой стороной показа по-прежнему являются субтитры. Но это уже не имеет отношения к восхитительной Ив Бест. Благодаря её подаче пьесы вы выходите из зала с целым букетом впечатлений.
Безусловно, это одна из ярчайших постановок и более чем достойный режиссёрский дебют. Побалуйте себя – побывайте в легендарном театре «Глобус». Хотя бы посредством киноэкрана.