Фестивальная анимация в Цифербурге: день второй

Второй день Фестиваля открылся встречей с Иваном Максимовым. Мэтр показывал  свои произведения, комментировал их и отвечал на вопросы зрителей. В импозантном внешне человеке c густой белой бородой, косичкой, в белой же шляпе и дизайнерском жилете не сразу признаешь создателя «Дополнительных возможностей пятачка» и «Дождя». Двухчасовая встреча прошла очень информативно и душевно. Режиссер раскрыл собственные секреты использования киноязыка, поведал о том, из-за чего он ушел от нарративного кино к использованию преимущественно внутренней драматургии, почему, по его мнению, использование закадрового текста говорит о беспомощности режиссера, а также о том, по какой причине он не любит использовать цвет. Программа фестиваля продолжилась показом культового анимационного фильма «Сита поёт блюз». Фильм, созданный по мотивам индийского эпоса «Рамаяна», раскрывает архетип поэмы с несколько сторон. Это собственно история возлюбленных Рамы и Ситы, рассказанная третьим лицом; та же история, которую обсуждают между делом божественные существа; блюз, который поет сама Сита, в котором отражается всё происходящее; и, наконец, история современной семейной пары, перекликающаяся с событиями «Рамаяны» и с самой Индией. Выполненный как коллаж с ожившими классическими картинами, остроумными комментариями и неожиданными образами (вроде Матери-Земли с глобусом в животе) этот фильм — на создание которого у автора Нины Пэйли ушло 5 лет работы на домашнем компьютере — по праву вошел в золотой фонд мировой анимации. Далее гостей фестиваля ждал показ фестивальной анимации — одиннадцать работ со всего мира, удостоенных самых престижных наград и отзывов. "Feral" (букв. Одичавший) американского режссера Daniel Sousa — экзистенциальная притча, свободная интерпретация и отсыл к «Маугли» Киплинга. Символизм борьбы первобытности с цивилизацией, метафора клетки и освобождения от оков. При просмотре вспоминается книга «Бегущая с волками» Клариссы Эстес, где тема вытеснения и бегства от естественности, дикости и спонтанности современного человека раскрыта наиболее полно во всемирной литературе. Daniel_Sousa_Fable_01 Фантазия ученицы Игоря Максимова Светланы Разгуляевой "Почему банан огрызается" продолжает тему изгоев. Человек просыпается утром, а у него — хвост. Отвергнутый обществом из-за своей «хвостатости», герой приходит... В зоопарк. Только нет того, с кем «мы уйдем отсюда прочь, мы уйдем отсюда в ночь, мы уйдем из зоопарка-а-а...» Номинированный на Оскар французский анимационный фильм 2009 года "Madagascar, a journey diary" выполнен в оригинальном жанре документальной анимации. Описывает, как ни странно, путешествие на Мадагаскар. Рисовка акварелью и кинематографичные внутрикадровые пролеты, проезды камеры делают работу очень приятной визуально. 001 "Maze king” (Король лабиринта)— студенческая работа живущего в Японии корейца Hakhyun Kim — мрачная фантазия, в которой переплетаются детские кошмары, клоун, собака и лабиринт памяти. "Симфония 42", яркая и самобытная работа из Венгрии, не нуждается в представлении. Это яркий пример ненарративного кино, состоящий из набора иногда перекликающихся сюрреалистических сценок и образов, обогащенный глубокой внутренней драматургией. Как результат — признание и интерес крупнейших фестивалей независимой анимации. symphony42 Анимационная лента в жанре нуар "Мужчина встречает женщину" нашего соотечественника Дмитрия Геллера заслуженно получила гран-при «Окна Европы». Пустой автобус, взгляд, зовущий из него, самолетик и самолет. Меняются времена и возрасты, перемешиваются воспоминания… скоро будет деревянная нога. Художник фильма, Анна Геллер, передает атмосферу и нюансы великолепно, от просмотра оторваться невозможно. "Sticky ends” (Липкие концы) Osman Cerfon — две части черной комедии из Франции. Человек-рыба плюется смертельными пузырьками-проклятиями в ответ на обиду или раздражение, в результате чего те, к кому они прикрепляются, попадают в комичные и неизбежно ведущие к смерти ситуации. stickyends2-580x328 Немецкая лента 2011 года "Out on a limb” (В трудном положении): ненавязчивая история про птичку, выполненная в очень интересной технике — движение показано на листках бумаги, выкладывающихся в пространстве кадра. Выглядит необычно и красиво. "Eager” (Стремящийся), американский фильм этого года выпуска, полностью сделан из пластилина; очень красивое, прямо таки завораживающее зрелище с поющими цветами и странными антропоморфами, яркими ландшафтами, символами. Нечто, вылезающее из пустоты в лице, три загадочные фигуры, соединяющиеся затем в одну, распускающиеся цветы. Присутствует как глубина замысла, так и отличная техника. eager "Divers in the rain” (Ныряльщики дождя) — пронзительная история про жизнь семейной пары, которая видится только несколько минут в день — прямиком из Эстонии. Трогательная лента о том, как люди чувствуют друг друга, о том, что расстояния — не главное, высоко оцененная на фестивале «Хиросима». 91culTI6WMPpHdeqyjjDmtdfFlo Все фильмы, представленные публике, заслуженно лучшие. При этом многие из них можно увидеть только на фестивалях анимации, поездки по которым — времязатратное и недешевое удовольствие. Cпасибо компании Иноекино и «Цифербургу» — организаторам и площадке Дней фестивальной анимации — за возможность увидеть эти интереснейшие ленты (язык не поворачивается назвать их мультиками). С нетерпением ждем следующих!

Текст: Виктор Апин

Фото: Елена Козлова

[gallery link="file" ids="61374,61376,61377,61378,61379,61380,61381,61382,61383"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения