Главная » Фестивальная анимация в Цифербурге: день третий
Фестивальная анимация в Цифербурге: день третий
25.09.2014
Завершающий день фестиваля анимации в «Цифербурге» начался показом работ, созданных специально для детей. В зале бегали, играли — даже катались на скейтбордах! — малыши, и внутри у «взрослых» тоже что-то начинало бегать, смеяться и просто наслаждаться моментом.
За детской программой последовал более «взрослая» часть фестиваля — показ эксклюзивной фестивальной анимации со всего мира.
Открыла эту часть программы дипломная работа ученицы Ивана Максимова «Пишто уезжает», главный герой которой слушает Шаляпина и борется с козой.
Швейцарский "Sleep” интересен звуковым ландшафтом — создатели записали храп своего учителя и сняли фильм как его визуализацию.
“Don’t be curly” — красивый чешский фильм о кудряшках и связанных с ними бедах, о мечтах и желаниях. Основной посыл заключен во фразе, которую произносит ближе к концу героиня: «Желания сбываются, даже если ты уже расхотел».
"Canvas on mixed media”, Иран. Анимационная лента в смешанной технике про человечность толпы. В фильме много символов: ворон, несущий патроны, замотанная портретом вождя рана, пушка, пожирающая снаряды.
«Брут» Светланы Филипповой поставлен по рассказу Людвига Ашкенази, который в свое время мечтал экранизировать Норштейн. В основе сюжета — реальный запрет держать у себя домашних животных, применявшийся к евреям пражского гетто, и история, произошедшая в связи с этим запретом. Cильная работа, заставляющая задуматься над многим. Здесь и мысли собаки, и ее немудреное счастье, и съеденная хозяевами колбаса, и то, как в приюте из пса делали человека, обучая убивать не-арийцев.
"Next” Анатолия Лавренишина из Украины — студенческая минималистичная работа, которой вполне подошел бы слоган «король умер, да здравствует король»! Злободневно и остроумно, с примесью черного юмора и щепоткой философии.
Норвежский «Сердитый человек» — знаменитый фильм, показывающий острую социальную проблему домашнего насилия в форме сказки, глазами ребёнка. Фильм «посвящается всем, кто живет под тяжестью ужасного секрета»; многие его моменты, — письмо Королю, разделение для ребенка «папы» и «сердитого человека», то, как сын спасает отца, становясь героем — апеллируют к психоанализу и юнгианству, показывая метафорические корни возникновения подобных ситуаций. И хотя в мире детском все заканчивается хорошо, в реальности главный герой Бой просто сбегает в свои фантазии."Corps etrangers”, автор Nicolas Brault - экспериментальный фильм, сделанный целиком из рентген-снимков. Выглядит абстрактно, стильно и необычно.
«Сердце зимы», Швейцария. Фильм про циклы и изменения к лучшему, красивый и оставляющий после просмотра печальное, но светлое чувство.
Польша, "Toto”. Сложноватый для восприятия фильм про детские травмы, насилие, вытесненное из памяти и то, как оно влияет на взрослую жизнь.
«Маленький пруд у подножия великой стены» Дмитрия Геллера делался в Китае и рассказывает о китайском режиссере. Фильм медитативный, плавный — не зря он навеян Поднебесной.
«Граница», режиссер Dustin Rees. Призер многочисленных фестивалей с неожиданной концовкой — про человека, рвущегося покончить жизнь самоубийством, про любовь и судьбу.
В завершении фестиваля зрителей ждала встреча с тремя режиссерами из Петербурга. Вернее, с четырьмя — просто Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский уже давно работают вместе и выступали за одного.
Их работы, где Черный Квадрат Малевича оживляет и телепортирует произведения мирового искусства, мухи, кооперируясь, улетают вместе с клейкой лентой, а маленькая девочка рисует картину, которую вешают в музей взамен украденной, показывают альтернативное видение современного искусства и представлены, например, в видеобудках в «Эрарте».
Натолья Мирзоян представила ставший культовым фильм «Чинти» про целеустремленного муравья, который строит Тадж-Махал, выполненный целиком из чая, и сюрреалистичный сон мальчика «Дерево детства». «Дерево» рассказывает про потерю детства, унесенного совами — птицами мудрости; фильм полон удивительных существ и превращений. «Чинти» стоит посмотреть просто как одну из лучших анимационных работ последних лет.
Режиссер и аниматор Андрей Бахурин представил целых восемь своих фильмов, выполненных в разных техниках. Среди них клип БГ, ставший в свое время одним из гимнов хиппи-движения, визуализация диалогов на пьяном застолье, жестокий мультфильм про охотника и медведя, партия в шахматы с точки зрения фигур... Работы настолько разные, что и не скажешь, будто созданы они одним и тем же человеком.
Фестиваль удался: помимо просмотра интереснейшей подборки фильмов, гостям удалось пообщаться с авторами — и всё это в самой что ни на есть неформальной и уютной обстановке «Цифербурга». Что самое главное — фестиваль поменял отношение зрителей к анимации, которую многие связывают только с детскими мультиками, показал, что и в мире мультипликации есть свой артхаус и свой мейнстрим, открыл нам необъятный и интереснейший мир современного анимационного искусства, дал понять, что и в анимационных лентах можно поднимать важные темы — а зачастую это удается даже лучше, чем в "большом" кинематографе.