Полнометражный документальный фильм француженки Клэр Симон «Человеческая география» увидели зрители в рамках специального показа «Послания к Человеку».
Ах, Париж-Париж! Кого здесь только нет! Ну а если вам нужно встретить как можно больше самых разных людей, куда вы пойдете? Конечно же, на вокзал. Именно так и поступает французский режиссер Клэр Симон, отправившись вместе со своим другом Симоном Мерабе и камерой на Северный вокзал Парижа. Северный вокзал, или Gare du Nord, — это транзитная станция для поездов, прибывающих из пригородов, провинций, и из-за границы. «Нигде нет столько впечатляющих людей, как на вокзале, — отмечает Симон Мерабе, — и так важно поймать человека, перед тем, как он навсегда исчезнет». И они, гуляя по вокзалу, ловят самых разных людей, каждый из которых, как отдельная глава, отдельная история. Люди рассказывают о том, что они делают на вокзале, и как их занесло в Париж. И фильм в буквальном смысле является человеческой географией, историей путей и передвижений; картой, на которой отмечены самые разные уголки земли, соединившиеся в одной точке парижского вокзала. И у каждого человека своя жизнь, свой путь и пункт назначения. Британские туристы приехали в Париж на выходные. Нежно обнимающаяся парочка молодых французских парней прощается, чтобы встретиться вновь через неделю. Банда африканцев приезжают на вокзал просто потусоваться и провести время. Вьетнамец продает салаты в буфете. Бельгиец приехал по делам. Тунисский студент раздает по утрам газеты, чтобы получить хоть небольшую зарплату. Кубинская девушка — продавщица сладостей, а улыбчивая алжирка – бижутерии. Она рассказывает про свою трехлетнюю дочь, которая осталась в Алжире, и про подходящий к концу вид на жительство.
Весь фильм собирается из маленьких, но ярких кусочков, которые сплетаются в одно единое целое, словно разноцветное лоскутное одеяло. По такому же принципу создавались киноальманахи «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» и другие. Правда, этот фильм показывает, что Париж любят далеко не все. Для кого-то этот город – олицетворение изобилия, город-супермаркет с наполненными полками. «Когда ты не видел другой жизни, тебе не с чем сравнивать, — говорит кубинка, — за первый год я поправилась здесь на 25 кило, но мне все равно. Мне хорошо здесь». Для кого-то бесконечные вереницы людей на парижских улицах – возможность не чувствовать себя одиноким. Но большинство приехало сюда в поисках лучшей жизни, а Париж стал скалой, о которую разбиваются мечты. Малийский магистр международной политики вынужден работать охранником на вокзале. Молодая француженка, приехавшая в Париж на заработки из Бретани, в конце концов, оказывается на улице с протянутой рукой. «Может тебе вернуться назад?» — спрашивает ее Симон. «Я не могу вернуться ТАК», — отвечает она. Алжирец скрывает от своей семьи, что у него нет ни квартиры, ни работы. Два молодых француза уезжают работать в Великобританию, потому что в Париже нет перспектив. Вокзальный уборщик, живет в Париже уже 20 лет, но не перестает думать о возвращении к семье на Маврикий. Не сильно рады своей парижской жизни и африканские французы. Они родились в Париже, у них есть французское гражданство, но общество всю равно не принимает их, воспринимая как «других».
Под прицел камеры Клэр попадают в основном не коренные французы, а натурализованные, родом из бывших французских колоний, или просто иммигранты других стран. (Кстати, ее друг, Симон, также сын алжирских иммигрантов, рожденный на территории Франции.) У многих из них несколько паспортов и гражданств. Казалось бы, они счастливые свободные люди – почти что граждане мира. Но эти паспорта – лишь напоминание, что они не принадлежат ни одной земле. А их история – это история поиска своей страны.
Фильм Клэр Симон – это не только человеческая география, это анатомия Парижа. За 90 минут мы узнаем, из чего состоит современный Париж, мы видим его жителей и его проблемы. Истории людей отражают неудавшуюся политику мултикультурализма, безработицу и отсутствие карьерных перспектив для образованной молодежи. Все это создает социальный круговорот – жители третьих стран приезжают в Париж за лучшей жизнью, в то время как сами парижане эту лучшую жизнь ищут за пределами Франции.
Но нарисовавшиеся проблемы не лишают фильма приятной легкости. Клэр Симон и Симон Мерабе виртуозно выбирают своих персонажей, которые, не смущаясь прямо в камеру, рассказывают о своих курьезных любовниках, провалах, неудачах, о семье и сомнениях, о нижнем белье, примеряемом в магазине без примерочной, и многом другом. Действительно, где, как ни на вокзале встретить столько впечатляющих людей. Тем более таком большом, как Gare du Nord.
Текст Варвара Шестакова