Вот уже три месяца в Санкт-Петербурге гремит и удивляет биеннале современного искусства Манифеста 10. На различных площадках города, включая и святая святых культурной столицы — Государственный Эрмитаж — расположились объекты современного искусства, интегрированные в традиционную среду. Но этим биеннале не ограничивается: в кинотеатре «Аврора», например, демонстрируются любимые фильмы художников и скульпторов, чьи работы выставлены в рамках Манифесты.
Один из них — японский художник Тацу Ниси. В Эрмитаже можно увидеть его инсталляцию — комнату с интерьером шестидесятых-восьмидесятых годов, построенную вокруг роскошной люстры. Работы художника, в которых исторически значимые объекты предстают в новом свете, можно встретить в самых разных городах мира: например, на Манхэттене вокруг статуи Христофора Колумба Тацу Ниси построил гостиничный номер.
20 сентября петербуржцы смогли увидеть любимый фильм Тацу Ниси — «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Перед показом фильма японский художник любезно согласился ответить на несколько вопросов.
Расскажите, пожалуйста, немного о вашем арт-объекте, представленном в Эрмитаже.
В Эрмитаже очень много больших светильников и люстр; и вот под одной из этих люстр я сделал арт-объект, который изображает жилую комнату в русском доме. Я знаю, что Эрмитаж раньше был дворцом, и в нём жили люди довольно богатые: цари и придворные. У них было много денег, и это ощущение богатства в Эрмитаже осталось. Коллекция, которая сейчас там представлена, тоже безумно дорогая. А за окнами, между тем, идёт обычная, нормальная жизнь, живут простые люди. Этот контраст между деньгами и обычной жизнью я и хотел выразить в своём произведении.
Важно ли для вас признание публики? Ведь петербуржцы в основном привыкли к классическому искусству.
Если оставить в стороне тот момент, хороший мой арт-объект или плохой, то просто представим ситуацию — пришли в Эрмитаж люди, чтобы посмотреть классическую живопись и искусство. И вот они идут, и вдруг обращают внимание на моё произведение — необычное, странное. Уже то, что они обратили внимание, и увиденное послужило для них неким толчком — уже хорошо. Я в своей профессии довольно долго, и обычно не выставлялся в музеях или галереях. Всё, что я делаю, как правило, выставляется на улице — это уличные произведения искусства. Поэтому люди не приходят специально, чтобы посмотреть на мой арт-объект. Они проходят мимо и обращают внимание, смотрят. Я к этой ситуации давно привык, и поэтому насчет инсталляции в Эрмитаже совершенно не волновался.
Давайте поговорим о Тарковском. Андрей Тарковский – один из величайших представителей авторского кино России 20 века. Кстати, что такое авторское кино в Японии?
Я думаю, что в Японии, Германии, Америке, России одинаковая ситуация с отношением к интеллектуальному кино. И в Японии гораздо больше людей собираются для того, чтобы посмотреть так называемые action movies, которые снимает Голливуд. Но и у фильмов, подобных тем, что снимал Тарковский, есть своя аудитория — пусть и небольшая.
Последние годы своей жизни Андрей Тарковский был диссидентом, и свой фильм «Жертвоприношение» он снял уже не в СССР. А что такое свобода в творчестве для вас?
В моей практике не было такого, чтобы мои произведения запрещали исходя из их содержания. Ведь это уличные объекты. Но бывали случаи, когда возникали затруднения с установкой того или иного произведения в конкретном месте, и мне приходилось собирать документы, чтобы выставить объект. Бывало, что и не получалось вовсе.
Почему вы выбрали для показа фильм «Жертвоприношение»?
На самом деле, фильмы Тарковского скучные, они абсолютно отличаются от голливудских «дыщ-дыщ-дыщ». Когда я смотрел и смотрю его фильмы, то, сколько помню, всегда засыпал. Но когда я их всё-таки досматриваю до конца, то набираюсь впечатлений и бываю потрясён. Дело в том, что я, как профессиональный художник, всегда смотрю на предмет искусства и понимаю, нравится он мне или нет — если плохой, то почему, если хороший — почему. Для меня всегда понятна причина такой симпатии или антипатии. С Андреем Тарковским совсем другая история, потому что, когда я смотрю его фильмы, то до сих пор не понимаю, почему они вроде бы скучные, но при этом интересные. На самом деле, я считаю, что кино — это не искусство. И только фильмы Андрея Тарковского для меня — это действительно искусство.
В Японии был период, перед смертью Тарковского, когда его фильмы часто показывали. С тех пор у меня остался вопрос: почему скучно, но при этом захватывает? В Санкт-Петербург я привёз диск с «Жертвоприношением» на японском языке. Посмотрел, и, мне кажется, уже что-то начал понимать.
Наверное, причина того, что фильмы Тарковского цепляют, состоит в том, что он очень любил свое дело, снимал детально и дотошно, продумывал каждую сцену. Должно быть, в этом и суть: не сюжет фильма интересен, а восхищает каждая отдельная сцена, каждый эпизод.
Сколько раз вы посмотрели «Жертвоприношение», прежде чем начать что-то понимать?
Мне кажется, что сегодня я посмотрю его в третий или четвертый раз. Не так уж много. Когда я в первый раз в Японии его посмотрел, в финале разрыдался настолько сильно, что даже упал. Люди выходили из зала, а я лежал на полу и рыдал. А ведь плачу я крайне редко. Настолько сильное впечатление на меня произвёл этот фильм. Поэтому «Жертвоприношение» я выбрал не специально для Манифесты — в моей жизни он действительно имеет серьезное значение.
Андрей Тарковский говорил, что каждое поколение должно принести себя в жертву своим детям. Что вы думаете по этому поводу?
Я об этом никогда не думал, простите. Между прочим, у меня через месяц родится ребёнок – мой первенец, и вот тогда я, наверное, задумаюсь о том, что же нужно оставить для следующего поколения.
Какие еще режиссёры значимы для вас настолько сильно?
Только Тарковский, он для меня — единственный человек, который сделал кино произведением искусства.
Я сегодня в первый раз буду смотреть «Жертвоприношение». Что меня ожидает?
Для вас это будет, в первую очередь, борьба со сном.
Постараюсь не уснуть (впрочем, позже оказалось, что Тацу был прав — примечание автора).
А я думаю, что посплю немножко – вчера водки перепил, и сегодня у меня похмелье, плюс разница во времени.
Текст: Алла Игнатенко
Фото: Светлана Дамдинова
[gallery link="file" ids="61391,61392,61396,61398,61400,61401"]