Главная » Александринский театр как «место силы» современного искусства
Александринский театр как «место силы» современного искусства
29.09.2014
26 сентября – красный день календаря для всех театралов Петербурга. Новая сцена Александринки открывает сезон постановкой самого злободневного, эксцентричного и нетеатрального романа Владимира Сорокина «Теллурия». Премьера спектакля пройдет 26, 27 и 28 сентября, а также 14 и 30 октября.
Новая сцена – уникальный для России эксперимент со сценическим пространством – встречает посетителей едва различимой полупрозрачной лестницей, зависшей в воздухе в духе лирики Led Zeppelin. Стеклянное здание с минималистическим отражением рисунка графитного петербургского неба – сложно представить, где еще мрачная сказка о волшебном гвозде из теллура для забивания в голову прижилась бы лучше. Первый спектакль Марата Гацалова в должности главного режиссера, и сразу – экстравагантный внеморальный постмодернист, «неумолимый пророк» Сорокин.
Александринский держал курс на эксперименты еще с прошлого года, и вот, наконец, второй сезон открывает постановка, позволяющая раскрыть все многообразные сценографические возможности площадки. Сцена-трансформер «черный квадрат» будет свободно плавать по волнам режиссерской фантазии, видео-проекции из графики и анимации дополнят сюжет, а звуки из стетоскопов на телах актеров вместо музыкального сопровождения окончательно введут в фантасмагорический мир Сорокина каждого из сотни посетителей премьерного спектакля. Новый Александринский создает интимное пространство тесного контакта зрителей и актеров тет-а-тет, и измерять количество мест в зале категориями БДТ здесь – практически кощунство.
Актеры воплотят сорокинских кентавров, животных, карликов и великанов с помощью металлических каркасов-масок. Сцена распадется на бессчетные копии самой себя благодаря подвешенным зеркалам-деконструкторам реальности, способным представить любую цепь событий в неоднозначном свете. Искаженное зеркалами пространство искусно раскрывает идею романа об отсутствии векторальности современного человека. Зрители окажутся внутри декораций, на хаотически расставленных стульях, под прицелом сверкающих белков глаз из Зазеркалья. «Дезориентацией зрителя, ломкой его привычного представления о театре я занимаюсь с самого первого своего спектакля. В данном случае надо было создать пространство, которое будет, во-первых, отражать идею, а во-вторых, будет способствовать тактильной сопричастности зрителя. Поэтому я решил создать пространство, в котором каждый в зале будет видеть собственный спектакль», – объясняет режиссер Марат Гацалов. Гражданам с болезненной склонностью к глубинной рефлексии подобное действо обещает большую встряску – лучше бы на входе проверять гостей не только на возраст (ценз на спектакле – 18+), но и на стрессоустойчивость.
Выбор открыть сезон «Теллурией» пал из-за непреодолимого желания Марата Гацалова работать вопреки: необычная структура романа (50 несвязанных между собой глав) будто специально бросает вызов любому постановщику. «Меня, что называется, «купили» ключевые хэштеги аннотации к роману — антиутопия, новое Средневековье, дробная мозаичная структура текста. По прочтении «Теллурии» я лишь убедился в правильности своего выбора: страшно интересным показалось поработать с материалом, с которым на первый взгляд в театре вообще невозможно иметь дело». Во время совместной работы над спектаклем с Владимиром Сорокиным (исключительно по телефону – маэстро занят и даже не обещался быть на премьере) и с актерами Александринского театра выяснилось, что в романе скрыто нечто гораздо большее, чем можно было определить по хэштегам аннотации в прошлом году. А именно – до истерического смеха над каждой строчкой пророческая идея о разделении мира на множество мелких враждующих государств. «Мы репетируем, приносим газетные новости, вырезки. ДНР появилась, появилась Луганская, Каталония, Шотландия. Как-то на наших глазах происходило, мы задумались. Напророчил Сорокин».
«Теллурия» – грандиозный задел на сезон, в котором Новая сцена Александринского театра собирается стать «местом силы» современного искусства в Петербурге. В ноябре зрителей ждет премьера спектакля "Шум" Михаила Патласова по документальной пьесе Екатерины Бондаренко. В апреле Кшиштоф Гарбачевский, ученик польского режиссера, мэтра европейского театра Кристиана Люпы, выпустит шекспировского "Макбета", а в мае Максим Диденко возьмется за постановку спектакля по мотивам легендарного фильма "Земля" Александра Довженко.
7 октября состоится открытие «Мастерской Новой сцены» – серии творческих встреч, мастер-классов и лекций ведущих европейских режиссеров, сценографов и драматургов для молодых профессионалов в области театра. Новую сцену посетят Теодорос Терзопулос, Оскарас Коршуновас, Антон Адасинский, Михаил Дурненков, Дмитрий Крымов, Ричард Кастелли и Марк Равенхилл. «Мастерская» будет состоять из теоретического и практического модулей, по итогам которых участники представят публике собственные спектакли.
Порадует Новая Александринка и широкую публику – стартуют лекции экспертов в различных областях культуры и искусства (например, Линор Горалик расскажет петербуржцам о национальном костюме и, если очень попросить, национальных масках и характерах), разношерстная музыкальная программа (от академической музыки к року и электронике) и два авторских цикла знаменитого российского кинокритика, обозревателя ИД «Коммерсант» Михаила Трофименкова: первый посвящен малоизвестному советскому кино 1960-х, второй – малоизвестному «нуару».
Ко всему прочему, на сайте Новой сцены будет открыта ежедневная онлайн-трансляция основных событий театра, в том числе фрагменты, а то и полноценные телевизионные версии (вопрос с целесообразностью пока решается) премьерных спектаклей.