Если вам, уважаемый театрал, не удалось получить английскую визу и посетить знаменитый театр Туманного Альбиона, не отчаивайтесь раньше времени - иногда Англия ближе, чем кажется! Например, с 1 августа у петербуржцев появилась возможность насладиться пьесой Шекспира «Король Лир» в постановке Королевского Национального Театра, демонстрируемой в рамках Летнего театрального Фестиваля.
Начало сюжетной линии следующее: король Лир, собравшись отойти от правительственных дел, решает разделить своё государство между тремя своими дочерьми. Та, которая сильнее всего любит своего отца, и получит большую часть его владений. Две старшие дочери – Гонерилья и Регана - не скупятся на льстивые слова, и лишь младшая и самая любимая дочь по имени Корделия не делает этого. Она говорит, что любит отца, как велит ей дочерний долг, не меньше, но и не больше. В гневе Лир отрекается от младшей дочери и делит свои владения между двумя старшими королевнами. Но вскоре выясняется, что все заверения в дочерней любви были ложью, и король сам оказывается изгнанником, ощутив в полной мере горечь предательства и разочарования. Сопровождаемый верным Шутом, Лир уходит в степь.
В пьесу вплетён дополнительный сюжет: взаимоотношения графа Глостера и его двоих сыновей – законного сына Эдгара и побочного по имени Эдмунд. Эдмунд умело плетёт интриги, в результате которых его оклеветанный и обманутый брат Эдгар вынужден скитаться, притворившись безумцем по имени Том, а отец впоследствии лишается зрения.
Спектакль демонстрируется на языке оригинала с субтитрами. Если быть честной, субтитры – слабое место данного проекта. И те, кто неплохо знают английский, довольно скоро заметят это. Перевод в субтитрах не передаёт в полной мере очаровательности языка пьесы. Но, в общем, эта деталь кажется не столь значительной на фоне великолепной игры актёров. Спектакль снят с нескольких точек, и тут мы имеем все преимущества кино: разнообразие ракурсов, крупный план, благодаря которому отлично видна вся палитра эмоций на лицах актёров. А играют они на разрыв души. Как это часто бывает, самые харизматичные персонажи – отрицательные. И в постановке «Королевского Национального Театра» восхитительнейшим образом выведены характеры двух старших дочерей Лира и незаконного сына графа Глостера. Старшая дочь – надменная, крайне сдержанная злюка с поджатыми губами, гладко зачёсанными волосами, одетая в платье-футляр. Средняя королевна в надменности не уступает старшей сестре, но, в противоположность ей, ведёт себя расковано, скорее, фривольно, носит довольно откровенные наряды и словно бы пропитана жестокостью и пороком. Что же касается побочного отпрыска графа Глостера – коварного бастарда Эдмунда – то он просто классический маньяк. На публике Эдмунд скромен, носит идеальный строгий костюм и очки, вежлив и услужлив. Когда же он остаётся наедине с собой и обдумывает свои коварные планы, он снимает очки, будто сбрасывая маску, и в глазах его танцуют огоньки высокомерия, безумия, жажды власти и мести. Но, несомненно, эффектней всего показан сам король Лир. Весь эмоциональный путь от самоуверенного властителя, привыкшего к беспрекословному подчинению окружающих, до тонущего в пучине отчаянья и безумия беспомощного старика, передан настолько ярко, что покрываешься мурашками.
Стоит отметить, что режиссером данной постановки выступил Сэм Мэндес, хорошо известный российским зрителям по фильму «Красота по-американски». Время постановки – наши дни. Декорации крайне просты, и, пожалуй, несут свою основную функцию – ненавязчиво дополняют бурлящие на сцене страсти. А страстей в избытке. Кстати, есть сцены, обыгранные чуть ли не с тарантиновской жестокостью. Чего только стоит, к примеру, эпизод пыток графа Глостера, и последующим его ослеплением супругом средней дочери Лира. При виде этой сцены возникла чёткая ассоциация присутствия при гангстерской разборке.
Также важную роль в постановке играет свет. Можно сказать, что как в кинофильмах особые тревожные моменты подчёркивает музыка, так в спектакле «Королевского Национального Театра» эту функцию берёт на себя освещение.
Бесспорно, работать с классическими произведениями, сложнее всего: ведь хочется продемонстрировать своё виденье известного творения без ущерба для него. И, знаете, режиссеру Сэму Мэндесу это удалось.