2 августа в стенах пространства «Зона действия», что в давно знакомом петербуржцам лофте «Этажи» прошёл День современной иллюстрации. Действие в зоне развернулось действительно масштабное: на Illustration Day можно было увидеть и выставки работников цветного пера и бумаги, и послушать лекции от именитых мастеров своего дела в области иллюстрации, и сделать собственную линогравюру, и опробовать новый интерактивный дисплей - планшет. Душа иллюстраторов в этот день, наверняка, была куда выше последнего этажа лофта.
Своим опытом в жаркий августовский день делились Ольга Ло, Александр Бричкин и Александр Григорьев. Темы художники затрагивали разнообразные: от авторского комикса, до столь востребованной ныне инфографики.
Ольга Ло: "Комикс - грань между анимацией и текстовым реализмом"
О разновидности комиксов слово держала Ольга Ло – художник и гейм-дизайнер. Девушка буквально рассказала инструкцию по применению данного вида иллюстрации: как подобные картинки зародились и для чего, какими инструментами лучше пользоваться при их создании, а также разновидности оных. Особое место в докладе - напряженный период коммерческого производства комиксов России, подобный художественнй продукт в нашей стране все ещё мало востребован, зато в той же Америка – на пике популярности. Отсюда и более подробный рассказ Ольги о компании Marvel, которая начинала с серии символов, привносила больше разнообразия в композиционные планы, меняла цветовые решения.
Ещё один вопрос, разрешенный на выступлении – отличие комикса авторского от коммерческого. Его главная фишка – разнообразие стилей, различные техники прорисовки. О реализации авторского проекта Ольга также поведала жаждущим слушателям, обострив их внимание на сценарии комикса: «Комикс - как книга: не может оборваться на следующей странице, не закончив историю на предыдущей».
Александр Бричкин: "В инфографике - хоть Чужой на перекуре в McDonald’s"
Следом за мастером комиксов на сцене в режиме ted выступил Александр Бричкин – гуру в мире ифнографики. «От Биг Мака до Кадила» - именно так называлась лекция, начавшаяся с представления проекта о гиганте в мире фаст-фуда - McDonald’s. Практически наглядно, не скрывая волнения и скромного замечание о своём первом выступлении в качестве лектора, Александр рассказал, насколько сложно проектировать, прорисовывать большие объемы. Для того, чтобы скрасить скучную, статистическую информацию сам художник использовал персонажей фентези – например, можно легко найти Чужого на перекуре в подсобке Биг Мака.
Инфографика – штука универсальная. Метод проектировки подходит как для архитектурных строений, так и для рецепта всем знакомого оливье, он также может быть использован в различной стилистике – от мультяшной, до реалистической. В последней лектор также себя попробовал, но признался, что этот процесс – более трудоемкий. «За время создания скетча до его завершения он может несколько раз видоизменяться, акт творчества в этом деле весьма непредсказуем: всегда что-то необходимо видоизменять, добавлять» - делится опытом иллюстратор.
После вопросов особо любопытных, Александр затронул тему анимации и её основные компоненты: перспектива, аксонометрия, проекция (в частности косоугольная). Особое внимание он остановил на самом подходящем и распространенном примере – драконе. Оказывается, настоящему иллюстратору нужно как следует знать анатомию, иначе нарисованная зверушка не сможет полететь даже в собственных фантазиях.
Александр Григорьев: "Рисуйте. Что хотите. Только убедите."
На смену Александру Бричкину пришёл его тёзка – Александр Григорьев. Насколько опытен этот лектор, судить не приходится: он бойко, с юмором и на подъёме перехватил эстафету, видимо, поддержка шла от большого количества своих же работ на выставке. Художник занимался карикатурным изображением меню в одном из ресторанов Лондона, выиграл на неординарных идеях, желая показать пороки людей. Отсюда и главная тему выступления – как же убедить заказчика эту неординарность и «порочность» принять, аргументируя её умеючи. Выступление Александра Григорьева – это даже больше позитивно-философский заряд, фидбек от, казалось бы, изнеможённого жарой зрителя: «Если то, что вы делаете, было сделано раньше, то вы провалитесь. У вас же есть шанс сделать что-то новое! Это главная идея жизни! Нужно идти на риск, тогда есть возможможность, что идея может выгореть». Этот тезис лектор подтверждал своей работой в вышеупомянутом лондонском заведении «Лобстеры и бургеры». Это не только название ресторана, его практически полное меню, но и узнаваемый контент в мире Instagram. Что, как не эти блюда фотографировать модникам! Этим воспользовался Александр и начал делать комиксы, посвящённые еде: скушали в детстве лобстера – вот тебе супер способность. Съел что-то ещё – другая. Съел что-то нехорошее, некачественное – долго мучайся. Комиксы, кстати сказать, частенько воровали со столов в заведении. Так аллегория о хорошей еде в буквальном смысле пошла по рукам и нашла признание в массах. Закончил своё выступление иллюстратор с таким же пропагандирующим свободу призывом: «Рисуйте то, что хотите. Будьте раскрепощенными!» А вот на вопрос о стоимости его иллюстрации ответить не возжелал.
Пока одни слушали и с аппетитом вкушали информацию, обмахиваясь подручными средствами, другие делали себе памятные сувениры: от линогравюры, до раскрашенного профессиональными маркерами мишки.
Особым спросом в день иллюстратора пользовалась упомянутая линогравюра. Название происходит от основы отпечатка – линолеума. Используя офортный станок и краску для него же (или на водной основе) можно было самостоятельно, но не без доброго присмотра, изготовить грустных викингов, абстрактные картины, написать пару слов. А все только по мгновению жесткого валика и прокатного станка. Зато сколько удовольствия! Вырезание основ для линогравюры – занятие, безусловно, медитативное, как призналась «Около» Марина Шарова, хозяйка мини-мастерской в этот день. Ножички, кстати, можно приобрести в обычном художественном магазине и неспешна, отдыхая за кропотливым занятием, вырезать свои собственные будущие шедевры. Самим же производством линогравюры заведует Олеся Нарыжная в школе иллюстрации Miroedova School – главного партнёра фестиваля.
По соседству с линогравюрой можно было раскрасить мишку или попытать счастья и выиграть прекрасный кожаный пенал от ARTSKILL. Применив, соответственно, свои иллюстраторские способности и творческие головы, нужно было изобразить содержимое сумки или вещь, которую постоянно носите с собой. Победителя конкурса выявили под конец дня – им стала Елена Коробейникова, сиреневый пенал художника ушёл именно в её талантливые руки.
После небольшого перерыва, в котором желающих воплощал на бумаге Александр Рощин (крайне популярное имя фестиваля!), иллюстраторы представили своё портфолио лекторам и смогли уйти не только с огромной пользой от услышанного, но и, возможно, получили направление дальнейшего роста.
Автор текста: Александра Сливинская
Фото: Александра Сливинская
[gallery link="file" columns="4" ids="57130,57131,57132,57133,57134,57135,57136,57137,57138,57139,57140,57141,57142,57143,57144,57145,57146,57147,57148,57149,57150,57151,57152,57153,57154,57155,57156,57157,57158,57159,57160,57161,57162,57163,57164,57165,57166,57167,57168,57169,57170,57171"]