Текст и фото: Елена Чернакова.
[gallery link="file" ids="56823,56824,56825,56826,56827,56828,56829,56830,56831,56832"] фото Лена ЧернаковаБорис Эйфман: «Балет должен развиваться по законам театра».
Театр балета Бориса Эйфмана открывает новый сезон. 4 и 5 августа на сцене Александринского театра пройдут показы балета «Роден», а 6 и 7 августа - балета «Реквием». 29 июля в отеле «Коринтия» состоялась пресс-конференция, на которой Борис Яковлевич поделился с представителями СМИ своими творческими планами, рассказал о проблемах и достижениях, а также поведал о тенденциях в современном балете. Помимо самого руководителя театра, в конференции приняли участие ведущие солисты труппы – Любовь Андреева и Олег Габышев.
Новый театральный сезон – 38-ой по счету. Как отметил Борис Эйфман, «это 38 лет серьезной, интенсивной, ответственной борьбы – не только за выживание театра, но и за право быть востребованным в мировом культурном пространстве». В самом деле, судьба театра никогда не была простой. Изначально он возник как авторский, уникальный - и в этом заключалось его преимущество, хотя в этом же крылись многие сложности. «В советский период мы были востребованы, но шла непрерывная борьба с цензурой за право быть свободным театром, свободным художником. Во время перестройки резко открылись шлюзы и хлынул поток свободы. Но, конечно, эта свобода в какой-то степени обернулась хаосом. Возникли экономические проблемы, и трудно было сохранить театр в таких условиях. Это было сложное время, и я счастлив, что мы его прошли, и прошли благополучно. В последние годы - я бы сказал, это годы расцвета нашего театра - мы успешно справляемся с миссией показать, что Россия – это не только страна, которая хранит классические спектакли, но и страна, способная на гораздо большие достижения» (Б.Я. Эйфман).
Прошедший сезон значительно расширил гастрольную географию театра. Причем не столько в плане покорения новых городов, сколько в освоении новых площадок: «Наши спектакли «Роден» и «Анна Каренина» показывали в театре «Колизей» в Лондоне. Я вновь убедился, что сила искусства выше политики, выше каких-то разногласий. Премьеру балета «Реквием» с труппой театра «Сан-Карло» мы показывали в Неаполе. Это был очень успешный проект. И для меня самого это было очень приятное событие, потому что это потрясающей красоты театр. И вот в этом театре с живым оркестром, с хором, с солистами увидеть свой спектакль было для меня лично большое событие. А буквально вчера я вернулся из Буэнос-Айреса, где мы показали спектакль «Роден» с труппой театра «Колон» (Б.Я. Эйфман).
Однако почивать на лаврах – перспектива, по всей вероятности, никогда не привлекавшая Бориса Яковлевича. Уже кипит работа над новыми проектами, о которых балетмейстер охотно рассказывает: «В этом году нам предстоит многое. Мы должны поставить спектакль по мотивам романа «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - на музыку Джорджа Гершвина, Франца Шуберта и Альбана Берга. Сложное сочетание, но выбор не случаен: я давно увлекаюсь психоанализом, давно мечтал поставить спектакль, связанный именно со способностью психоаналитиков проникать во внутренний мир людей и материализовать этот мир. В спектакле я хочу обратиться к безумно красивому, энергичному веку джаза (20-е годы прошлого века), а с другой стороны – на фоне потрясающего карнавала жизни показать психологическую драму героев. Для меня это самый сложный, но самый углубленный в проблематику процесс - найти внутреннему миру персонажей адекватную хореографическую пластику». Уже весной спектакль увидят зрители в Европе и США.
Известно, что театр балета Бориса Эйфмана до сих пор не обжился собственной сценой. Но сам Борис Яковлевич выразил надежду, что проблема будет решена уже в ближайшем будущем: «Губернатор города пошел на беспрецедентный поступок. Он дал разрешение на строительство школьного театра. Не только для нашей Академии (Академия танца – инновационное образовательное учреждение под руководством Б. Эйфмана, занимающееся подготовкой будущих артистов балета - прим. автора). Это будет один из центров эстетического воспитания детей Петроградского р-на. Что же касается Дворца танца, мы уже получили проект. Конечно, не терпится увидеть хотя бы первый уровень, но главное, что период формальной документации уже прошел. И хочется верить, что осенью дело серьезно начнется».
Помимо частных проблем театра, беседа коснулась и общих вопросов развития балетного искусства. Оказалось, хореографа особенно сильно волнует отсутствие в современных постановках драматической основы. Будучи новатором, но при этом – человеком, глубоко почитающим традиции, Борис Эйфман сформулировал свою позицию следующим образом: «Надо просто развиваться. Делать то, к чему душа влечет. Главное – понимать, что наше искусство – это не просто набор движений. Балет должен развиваться по законам театра».