«…к клопам у меня решительно то же отношение, что и к социализму: я не могу. Я сбежал»
И. Солоневич
Иван Лукьянович Солоневич – журналист, публицист, писатель, монархист, спортсмен, узник ГУЛАГа, настоящий пассионарий. Его книга «Россия в концлагере» была запрещена в Советском Союзе. Его книга «Россия в концлагере» распространялась среди белой эмиграции со скоростью лесного пожара. Его книгу «Россия в концлагере» рекомендовали к прочтению Геббельс, Геринг и Гитлер.
23 июля Сергей Дебижев представил прессе свой документальный фильм об Иване Солоневиче в киностудии Лендок.
В восемь вечера 24 июля там же, на набережной Крюкова канала 12, состоится премьерный показ, который сможет посетить любой желающий – вход свободный. Стоит ли потратить 80 минут на просмотр этого фильма? Определенно стоит. Что вы почувствуете, посмотрев этот фильм? Как минимум, вы захотите прочитать книги, написанные Солоневичем.
Сергей Дебижев - режиссер, получивший широкую известность благодаря своему первому игровому фильму «Два капитана-2», снятому в сотрудничестве с Сергеем Курёхиным в псевдодокументальной стилистике. В новом документальном фильме «Последний рыцарь империи» режиссер использует фигуру Ивана Солоневича как повод для анализа исторического пути России. История рассказана от лица самого Солоневича. И важно понимать, что позиция автора фильма может не совпадать с позицией героя. Солоневич был очевидцем начала советской эпохи, и его стиль невероятно убедителен. Однако режиссер не ставит задачу рассказать подробную историю жизни журналиста. Более того, он не считает, что это возможно сделать в формате не игрового кино. Дебижеву важно вызвать интерес зрителя к истории вообще и к наследию Солоневича в частности. Нельзя не признать, что это ему удалось. Также режиссер стремился сделать документальный фильм интересный для молодежи. Удалось ли ему это, покажет время.
В процессе работы над фильмом Дебижеву стало очевидно, что февральская революция была первой «оранжевой революцией». Режиссер поверил своему герою, который убежден, что изначально не существовало никаких революционных масс, совершивших переворот, что революция произошла из-за предательства в окружении царя и двигала ее иностранная валюта. Разумеется, подобные утверждения требуют документальных подтверждений. Тем не менее, они делают фильм невероятно актуальным и вплетают его в проблематику сегодняшнего дня. Режиссер полагает, что сейчас, когда Россия вновь оказалась на перепутье двух дорог в Европу и из Европы, самое время взглянуть на собственную историю и выбрать третий путь. Так поступил Иван Солоневич: он мог замолчать и безбедно жить в Советском Союзе, он мог медленно гибнуть в лагерях за свои убеждения, но он выбрал третий путь. Солоневич прошел через ад, чтобы выбраться из социалистического «рая», ради того, чтобы донести свою правду до всего мира. Возможно, пришло время узнать его правду и нам?
Текст и фото: Александр Шек