Все мы, пусть и хотим казаться другим независимыми и открытыми миру, создаём себе уютный вакуум, маленькую вселенную со своими «можно» и «нельзя». Мы фильтруем то, что происходит вокруг, и пропускаем только явления и события, прошедшие контроль совести и разума. Поэтому в компактном мирке большинства людей нет войны, жестокости и больных детей. Всё это слишком тяжело, чтобы попытаться принять, омрачив тем самым атмосферу своего уютного аквариума. Дети-аутисты с момента постановки диагноза, а то и с рождения, становятся людьми вне социума, изгоями внутри псевдотолерантного общества. Их как будто нет, хотя они и живут рядом с нами. Этих детей не хотят замечать, слишком уж их «особенности» неудобны. Тем ценнее, что Марк Хэддон написал детектив «Загадочное ночное убийство собаки», а Мэриэнн Эллиот поставила спектакль на сцене Королевского Национального театра. Спектакль был показан на большом экране Формулы Кино 27 июля в рамках Летнего театрального фестиваля.
Хочется отметить, что когда российские современные режиссеры ставят спектакли на социальную тематику, то у них получается, как правило, чернуха. Поэтому после просмотра у зрителя возникает желание смыть с себя грязь и поскорее забыть об этом. Наверное, основная проблема кроется в целеполагании. Впрочем, всему свое время.
Главный герой спектакля – подросток Кристофер (Люк Тредуэй), страдающий заболеванием аутистического спектра. Кристофер учится в школе для детей с особыми потребностями, в которой он самый умный – так мальчик констатирует без малейшего хвастовства. Однажды у дома соседки он находит убитую собаку и начинает расследование её смерти. Его заботливый отец требует, чтобы Кристофер не занимался этим делом. Как выясняется впоследствии – неспроста. Постепенно детективная история превращается в психологическую драму, в ходе которой из шкафа появляются все новые и новые скелеты.
Кристоферу, этому «маугли среди людей», приходится во время расследования знакомиться с чуждым ему социумом. Этот новый для него мир наполнен метафорами, эмоциями, сумбуров слов, в то время как вселенная подростка-аутиста математически точна и упорядочена. Хорошо бы жизнь была столь же проста, как последовательность натуральных чисел: 2, 3, 5, 7, 11 и так далее! Но в обществе все не так просто – Кристофер знакомится с новыми людьми, и волей-неволей учится доверять им.
Кристофер не умеет врать, возможно, потому, что его активность и деятельность направлены в основном на внутреннее совершенствование. А другие люди, как выясняется, лгут и потрясающе легко придумывают оправдания собственной глупости и слабости. Даже отец обманывает Кристофера – говорит, что его мать умерла. Да, Кристофер болен, но где гарантия, что все остальные нормальны?
Также хочется отметить работу художников и осветителей. Благодаря потрясающему визуальному оформлению спектакль получился ярким и образным. На полу расцветали диковинные цифры, красота и точность которых украшают мир Кристофера.
Забавно, что сам главный герой постановки не признает театра. Это только кажется, считает Кристофер, что актеры говорят правду, а на самом деле – притворяются. К счастью, в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» зритель неискренности не увидит. Чувствуется работа каждого актера над ролью, проживание её. Спасибо всем за настоящее искусство, которое заставило вспомнить о различиях, не делая из этого трагедию.