Этим летом у жителей Петербурга и других российских городов появляется шикарная возможность почувствовать себя зрителями самых знаменитых театров мира – ведь состоялось открытие Летнего театральногофестиваля, в рамках которого в кинотеатрах начинается прокат записей зарубежных театральных постановок.
Одним из первых представленных спектаклей стала знаменитая «Буря» Шекспировского театра «Глобус», поставленная по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. «Глобус» и раньше давал добро на трансляцию своих постановок - у нас с особенным успехом прошли спектакли «Доктор Фауст», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», но, пожалуй, именно «Буре» удалось вызвать к себе наибольший интерес. Во-первых, эта пьеса – одна из последних в творчестве Шекспира, 450 лет с рождения которого исполняется в этом году. А во-вторых, роль духа Ариэля здесь играет Колин Морган, более известный как лопоухий волшебник Мерлин из британского телесериала.
Успех «Буре» обеспечивает и жанр – трагикомедия, а значит, трагические события здесь подаются с отменным юмором. Вообще вся постановка получилась очень легкой, живой и, если можно так сказать, ненаигранной. Словом, при просмотре не возникает ощущения мертвой искусственности, как иногда бывает, когда смотришь записи каких-нибудь спектаклей. Отчасти такой эффект достигается за счет мастерства оператора, который умело сочетал крупный и общий планы, позволяя полностью разглядеть всех персонажей и малейшие сценические детали. Но основная нагрузка легла, конечно же, на плечи артистов, каждый из которых справился со своей ролью блестяще.
В телевизионном мире бытует мнение, что камера сродни энергетическому вампиру: она сильно приглушает эмоции тех, кого снимает, не позволяя чувственному посылу дойти до зрителя. Поэтому артистам, знавшим, что это представление будут снимать для дальнейшего показа, необходимо было усилить свою игру, но в то же время не переиграть, чтобы публике, присутствовавшей на показе, все действие не показалось грубым фарсом. И можно с уверенностью заявить, что золотая середина была найдена: зрители в кинотеатре не ощутили недостатка энергии героев, а гости «Глобуса», судя по мелькавшим в кадрах довольным и заинтересованным лицам, не чувствовали избытка в их эмоциональности.
Что до героев, то они в этой пьесе весьма и весьма колоритные. Тут и парочка наивных влюбленных, и могущественный волшебник, нежно любящий свою дочь, и комический дуэт двух пьяниц, и великий король, вокруг которого зреет заговор, и даже два полумистических существа – сын злой ведьмы Калибан (Джеймс Гарнон) и дух воздуха Ариэль (Колин Морган). Контраст последних двоих невероятно ярок и живописен: грязный, зловредный, будто бы придавленный к земле Калибан, плюющийся в зрительный зал и задевающий тех, кому не посчастливилось стоять в первом ряду, и воздушный, светлый Ариэль, легко и бесшумно скачущий по декорациям, стремясь сделать все во благо своего хозяина Просперо (Роджер Аллам). Калибан и сам по себе уродлив и ужасен, а в сравнении с Ариэлем и вовсе кажется самым настоящим злом. Хотя и его можно понять и пожалеть – возможно, прояви Просперо больше настойчивости, терпения и участия, из Калибана вышел бы толк. Намек на это – в последней сцене с участием Калибана, когда он робко тянется к руке Просперо, а затем и Миранды, обещая заслужить прощение.
Конечно, всего об этой постановке не рассказать, слишком много в ней прекрасного наполнения. Каждая сцена – восторг, каждый герой – уникален и интересен, каждая деталь продумана и выполнена на высшем уровне. В общем, «Буря» глобусовского театра к просмотру обязательна, так что не пропустите, ведь Летний Театральный Киносезон еще весь впереди.