Главная » Фестиваль уличных театров: смех, да и только!
Фестиваль уличных театров: смех, да и только!
04.06.2014
Второй день фестиваля уличных театров прошёл под негласным девизом «Нет размеренности!». На шести основных и двух дополнительных площадках, на мостах и аллеях, впереди и позади, вокруг и повсюду публику окружали уличные артисты. Они могут выйти к зрителям, когда их объявят, или могут затесаться среди толпы и появиться откуда ни возьмись. Уличные артисты всех стран непредсказуемы и неординарны. Время выступлений сдвигалось, одни спектакли заменялись другими, представления заполонили Елагин парк и наполнили собой окружающее пространство духом свободы.
Площадь у Конюшенного корпуса представила сразу два коллектива из Франции: Compagnie Fai - инопланетные мастера трюков на ходулях, и трогательный театральный стрит-бэнд La Rhinofanpharyngite. Первые – это синие существа на ходулях, которые создавали великолепное фаер- и акробатическое шоу. Прыжки на ходулях, овеянные взрывами петард и языками пламени – это, на мой взгляд, одно из ярчайших выступлений этого дня. Загадочные создания, которые изучают этот мир и людей, пришедших на них посмотреть. С ними лучше не шутить, не то перепрыгнут через тебя и займутся исследованием твоего внешнего вида, а испугаешь – могут и напасть. Это был спектакль «La Horde». Их соотечественники с длинным названием коллектива La Rhinofanpharyngite, наоборот, довольно миролюбивые, но, правда, слишком шумные ребята. Сначала уличные зазывалы будут привлекать публику, забираясь на забор, чтобы собрать вокруг себя как можно больше зрителей, а затем устраивают небольшое театрализованное представление «Les Impairs», одновременное играя на музыкальных инструментах. Шумно, задорно и рассчитано на широкий круг зрителей - французы собирали вокруг себя толпы людей и, перемещаясь с одной площадки на другую, уводили зрителей за собой.
Литовский театр Klaipeda Castle theatre на площадке «Три Камня» представил спектакль «Сады Версаля» - Снежное шоу, только без снега и Славы Полунина. Ожившие скульптуры, изображающие дам и кавалеров эпохи Людовика XIV, грациозно кланяются, делают реверансы и шагают в ритм музыкального оформления представления – живой оперной музыка в исполнении одной из скульптурных дам. Парики, кринолины и килограммы пудры утрируют вид аристократических особ тех времён. История, рассказывающая о чрезмерной роскоши и чопорности Версальского дворца, доводится до магического превращения скульптур в людей и обратно в монументы. На этой же площадке Театр марионеток «Пятое колесо» (The Fifth Wheel) представил несколько миниатюр под единым названием «Необыкновенное путешествие». Мужчина и женщина в белых костюмах представили публике зажигательные танцы кукол-марионеток: здесь выступили блюзовые афроамериканцы, куклы-близняшки и томная парочка пианист-певица. Куклы не такие уж и детские, ведь одних кукловоды раздевали до панталон, а другие страстно танцевали на рояле.
Вслед за аватарами на ходулях на площадь у Конюшенного вышел самарский театр «Пластилиновый дождь», в котором соединились артисты пантомимы и ходулисты. Здесь был представлено «Дурацкое шоу» о застенчивом миме. К слову, любовь к ходулям набирает обороты – сейчас всё больше артистов отдают предпочтение этому виду театрального оборудования. И не зря, ведь с их помощью любое представление становится ещё более впечатляющим. Особенно хороши они для уличных представлений, потому что артистов видно издалека и каждое их движение на открытом пространстве становится ещё более эффектным. Артисты, как водится, вытаскивали людей из толпы, чтобы они участвовали в шоу – это излюбленный приём уличных артистов, убирающий последние границы между актёром и зрителем. Выступления явно имеет сюжетную линию, но выглядит довольно халтурной постановкой. К несчастью, этот год сильно разочаровал в отношении участников фестиваля. Если в предыдущие годы съезжались высококлассные артисты и показывали технически идеально отработанные представления, то сейчас фестиваль напоминал сборище дилетантов и студентов-недоучек. Одним из ярких примеров такой недоработки является Общероссийский Уличный Stand-Up фестиваль. Девушку, которая создаёт невероятно странную поэтическо-музыкальную композицию, заканчивающуюся словами «Я не глупая, я бунтарь», не то чтобы не хотелось слушать, ее хотелось просто обходить стороной.
Если продолжить рассказывать о всех недочётах, которые можно было бы с натяжкой назвать уникальной «фишкой» уличных театров, то тут стоит сказать о том, что карта фестиваля не всегда хорошо соответствовала действительности. Спектакли отменялись в последний момент по разным причинам, среди которых были и непредсказуемые, например, питерская погода. Но с этим же соседствовала неорганизованность, которую можно опять же смягчить и назвать «свободой» - всё настолько «нерамочно», что превращается в полный хаос, который педантичного человека может привести в жуткое замешательство. Однако, возможно, этот фестиваль создан совсем для других людей.
Тут очень бы хотелось сказать хоть что-то хорошее о втором дне фестиваля, но всегда есть какое-то «но». И в этом случае это тюменский театр «Мимикрия» со спектаклем «Птицы» - невероятно затянутое и некачественное представление ходулистов. Минимальные декорации представляли собой стол, на котором накинута чёрная сеть и прикреплены цепи – это совсем не похоже на театральный фестиваль, а вот на фестиваль садо-мазо – вполне. Голос на записи читает псевдо-философское стихотворение о свободе, птицах и невозможности летать. Человек в шляпе, будто хозяин садо-мазо борделя, ловит птиц, прикрепляет к их шеям ошейники на цепи и удерживает в неволе. Высосанное из пальца представление, казалось, уже подходит к концу, но нет, запись с загробным голосом снова включается и шоу продолжается. Очень странно, что родители привели на такое представление детей 3-5 лет, тогда как рейтинг фестиваля 18+, и не зря, скажу я вам!
В целом, все зрители были неимоверно довольны, даже немецкими гостями без голов – театр Dulce Compania с молчаливым перфомансом «Headless», если сверхидея у этого проекта и была, то зрители точно этого не поняли и просто как обезьяны хватали актёров, тыкали в них пальцем и фотографировались с безголовыми друзьями. Фестиваль уличных театров – это мероприятие со свободным входом, которое проводится в уик-энд, что уже само за себя говорит о том, что придут на него не театралы, ну или не только они, а сплошная «безголовая» масса, которая будет рада всему, что бы им не показали. Главное, чтобы это было шумно, красочно и бесплатно.