Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю
тем недостатки проклятого
своего воспитания…
( А. Пушкин,1824)
В последний день весны на Малой сцене Большого Театра Кукол состоялась премьера спектакля «Далеко-далеко» режиссера Анны Ивановой-Брашинской. Сказка является,пожалуй, древнейшим видом помощи человеку посредством слова. Ведь как только люди заговорили, они начали рассказывать друг другу истории, делиться опытом, советовать. И те слова, те сказы, что оказывались наиболее ценными, передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, нереальные истории – своеобразные путеводные ориентиры, «базы данных» жизненных ситуаций. Взрослая сказка в одном действии «Далеко-далеко», где мотивом послужили «Дикие лебеди» Андерсона и «Шесть лебедей» братьев Гримм, завораживает с первых секунд атмосферным звукорядом, который на протяжении всего спектакля грамотно отражает и вторит настроению персонажей и эмоциям зрителей. Отсутствие пестрых декораций и одежд, отсутствие априорных «жили-были» указывают на серьезный приём междустрочия повествования от первых слов до финальной точки. В центре сказочного действа семья, чья жизнь выкристаллизовывается, буквально на глазах. В считанные мгновения из робко-произнесенных признаний двух единиц получается трогательная, завораживающая пара. Любовь, как игра в ладошки. Без пошлостей. И вот уже супруги обзаводятся пеленками и ползунками. Улыбки зрителей. По штанишкам определяется количество мальчишек, которых вмиг уже шесть. Счастье. Желанная дочка… Педагог, исследователь театра, режиссер-постановщик Анна Иванова–Брашинская анонсируя данный спектакль, предупреждает, что «мы живем, думая, что всё плохое, всё самое страшное может произойти с кем угодно…» Появление на свет долгожданной девочки – момент кульминационный. Радость омрачается обстоятельством, обескураживающим взор отца. Умирает супруга. Испытания жизнью, роком только начинаются. Говоря о спектакле, нельзя умолчать того, что вызывает тот самый смех сквозь слезы. Это игра актеров. Игра, полная задора и выразительности, юмора и смысла, лебяжьей грации. Вряд ли найдутся те, кто, посетив спектакль, не вспомнят потом сцену играющего с детьми отца. «Делай - раз! Делай - два!» - командует отцовским голосом Дмитрий Чупахин малышне. На фоне разразившегося хохотом зала, как минимум улыбнется даже ворчун. А Игру теней «Кинокомпании Андерсон» расцвеченную комизмом комментариев, следует подчеркнуть как мастерскую форму подачи материала. Хрупкая и сказочная Элиза, сыгранная рыжеволосой Василисой Ручимской, пленяет, заставляя сопереживать, гордиться стойкостью характера перед ударами судьбы, победой над коварством мачехи. Семья и любовь – вот на что намекает сказка взрослым, не забывая напомнить и о необходимом торжестве положительного, доброго начала. Сразу после спектакля, набрал номер телефона брата, с которым давно не общались…Текст: Ринат Тукумбетов
Фото предоставлены пресс-службой театра