«Встречая Одиссею»: заниматься театром – это предлог для того, чтобы быть вместе.

21 мая Слава Полунин и Джон Килби выпили шампанское по случаю 25-летия со дня начала «Каравана мира». А уже 22 мая пора было выпить по случаю открытия нового проекта – «Встречая Одиссею» - многонационального театрального фестиваля, представителями которого в «Скороходе» выступили Финляндия, Италия и Россия. IMG_8793 На пресс-конференции, прошедшей в рамках проекта «Здесь и сейчас» и плавно перетекшей в Круглый стол, были организаторы и идеологи  проектов «Встречая Одиссею» (Микеле Лози и Джанкарло Биффи из Италии, Матильда Суднстрём и Мария Лундрстём из Финляндии, Александр Вайнштейн и Татьяна Прияткина из России) и «Караван Мира» (Вячеслав Полунин, Наталья Табачникова - российские представители , Джон Килби - представитель Великобритании. Один из идеологов проекта Микеле Лози рассказал, что во время создания этого проекта, когда организаторы решили взяться за мифологические истории, стало ясно, что их Одиссею стоит начать именно в Балтийском море. «Мы не хотели говорить только о деньгах, мы хотели говорить об искусстве», - в противовес закостеневшим представлениям капиталистического мира отозвался итальянец. Помимо тех слов, что были сказаны на встрече с прессой, Микеле подготовил речь на латинском языке, но, так как её всё равно бы никто не понял, решил опубликовать её на  Facebook. IMG_8798 Продюсер проекта Матильда Суднстрём поведала о маршруте путешествия. 1-ый тур пройдёт по Прибалтийским странам, затем они выдут в Средиземное море, а в итоге «всё, что мы соберём по всей Европе, перевезём в Грецию», на родину Гомера. «Все мы — Одиссеи, все мы находимся на одном корабле». Создать такой проект за пределами Евросоюза - очень смело с их стороны, но они получили материальную поддержку благодаря выигранному гранту. Задав себе вопрос, почему, несмотря на нынешнее положение, они все же решились ехать в Россию, Матильда сказала, что «во время кризиса и напряжённой политической ситуации сотрудничество наиболее важно. Если мы, артисты, останемся в своих странах из-за политических разногласий, то мы сотрём все пути, которые могли бы стать посланием надежды и мира». Именно поэтому судно, которое отправится в длительное путешествие, называется Hoppet – что в переводе означает «надежда». IMG_8880 «Я увидел у вас в метро плачущего ребёнка, которому было примерно 2 года. Как моей внучке, которой тоже 2 года. И я понял, что они говорят на одном языке. Люди определённо глупеют с возрастом, изначально мы все равны, а театр помогает найти общий язык», - считает режиссёр и поэт Джанкарло Биффи. «Если говорить о великих учителях – Всеволоде Мейерхольде, Станиславском, они такие же, как и Да Винчи, Микеланджело, – у них нет родины, они наше общее достояние». Одиссей потратил на своё путешествие 10 лет, «Встречая Одиссею» потратит всего 3 года. «Узнать, понять, встретить что-то новое Одиссей хотел больше, чем вернуться. У нас есть один дом – этот дом – театр. Мы живём для того, чтобы рассказывать истории. С вашими молодыми артистами мы работаем над спектаклем о циклопах. Мы должны учиться видеть двумя глазами, а не одним». Перед отплытием яхты состоится спектакль «Мокрая свадьба» от театра AXE. Александр Вайнштейн, отечественный представитель «Одиссеи» приглашает всех на торжественные проводы корабля Hoppet, которое состоится 1 июня на пляже Петропавловской крепости. IMG_875821 мая для всех участников «Одиссеи» был огромный праздник – исполнилось четверть века «Каравану мира», огромному театральному путешествию-эксперименту. Событию, в реальность которого не верят даже его участники. Событие, над которым работала вся Европа. 125 машин, половина из которых ломалась каждый час, водители, которые учились водить за неделю перед отъездом, 8 театров Европы, 60 коллективов со всей России и неимоверное желание сделать то, на что раньше никто не решался. Во время Круглого стола Полунин и Килби рассказали о преградах, которые вырастали на их пути, прежде чем они добились своей цели. По словам Вячеслава Полунина, одной из множества сложностей стала попытка проехать через Германию. Только лишь после того, как рухнула стена, разделяющая Западную и Восточную Германию, удалось пересечь страну – «сначала там проехали Pink Floyd, потом Ростропович, а потом уже мы». Джона Килби не хотели пускать в Россию, и он барабанил в двери посольства, чтобы получить несчастную визу, когда билеты были уже у него. Через целый ряд загадочных событий пришлось пройти организаторам этого проекта, немало порогов пришлось обить, выжидая разрешение в очередной инстанции, но ни с чем несравнимое событие удалось совершить благодаря всем этим усилиям! IMG_8894 Наталья Табачникова: «У всех людей, что оказались в «Караване мира» с западной и восточной стороны, поменялось сознание. На протяжении двух месяцев из «Каравана» пресс-центр, который работал вместе с путешественниками, записывал все события, делал интервью и репортажи с его участниками. Из неопубликованных ранее статей, воспоминаний и бюллетеня, выпускавшегося в то время, совсем небольшим тиражом была выпущена книга  – представители «Каравана мира» подписали все экземпляры и предложили приобрести их всем ценителям уличного театра. Полунин и Килби твёрдо знали, что если Россия и Франция согласятся, значит, и остальные подключатся, ведь по словам вечного "Асисяя" Полунина, "Караван" – это город весёлых бомжей. Невероятное сборище мечтателей, клоунов, актёров, свободных и искренних кочевых артистов. IMG_8767Итак, всё лучшее, что было в Европе, стало затягиваться в "Караван". Чтобы достать домики на колёсах, машины и другие необходимые для путешествия вещи, нужно было торговать той валютой, которая не требовала конвертирования – это их творчество. Так, театр «Лицедеи» за свои выступления получал то, что другими путями получить они не могли. Благодаря смекалке и задору Полунин с командой смогли организовать «Караван мира», и спустя 25 лет есть тысячи баек, которые Вячеслав мог бы рассказывать вечно! Микеле Лози выразил искреннюю надежду, что, создав своё театральное путешествие «Встречая Одиссею», у них тоже будут свои байки, о которых можно будет рассказать спустя 25 лет. А сейчас останется выполнить цель проекта - найти общие корни и объединить при помощи искусства разные страны — север и юг, запад и восток Европы. Его окончание произойдёт в Греции спустя 3 года, в 2016 году. Что ж, пожелаем им удачи! В финале вечера был продемонстрирован фильм Вячеслава Полунина о международном фестивале уличного театрального искусства «Караван мира», который стал громким событием 1989 года в СССР и других странах. Ленинград и Санкт-Петербург был и остаётся оплотом культуры – одним из инициаторов фестиваля 1989 года стал театр «Лицедеи». «Все мы немного лицедеи, но только настоящий актёр может довести лицедейство до полного абсурда» - вот такая замечательная фраза прозвучала в фильме «Караван мира». IMG_8795 Итак, в фильме мы видим весёлых и ярких клоунов, которые дарят свое искусство людям на улицах и площадях Москвы, Ленинграда, Германии и Польши. Клоун, говорит Слава Полунин, – это свободное существо, он будет жить только так, как ему нравится. Взрослые в этом документальном фильме  совсем как дети, они смотрят на мир их глазами, а дети с ранних лет впитывают атмосферу радости и дорожной романтики. Люди из разных городов и стран путешествуют и живут вместе, и у них, как у приличных бродячих актёров, чемоданное настроение. Театральный дом на колёсах производит фурор и оживление везде, куда приезжает. Во время просмотра фильма «Караван мира» возникало лёгкое чувство утраты наивности и босяцкого счастья. В капиталистическом циничном обществе эти атрибуты почти уже исчезли за ненадобностью, но до чего же здорово, что во многом благодаря Вячеславу Полунину и его команде в Петербурге возродился международный фестиваль уличных театров. С 30 мая по 1 июня он пройдет на Елагином острове в четвёртый раз. IMG_8812 Фильм получился смешным и трогательным, спасибо! Клоунский футбольный матч прекрасен. Мир Вашему дому, актёры, мир всем домам. Если разобраться, даже само название фестиваля «Караван мира» очень актуально: мира нам как раз и не хватает.  А напоследок -  прекрасные слова Джанкарло Биффи об актёрском искусстве: «Заниматься театром – это предлог для того, чтобы быть вместе».

Текст: Екатерина Приклонская, Алла Игнатенко

Фото: Александр Шек 

[gallery ids="50636,50637,50638,50639,50640,50641,50642,50643,50644,50645,50646"]  

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения