Текст и фото: Александр Шек
Современное искусство «Трех композиторов»
18 мая на сцене открытой киностудии «ЛенДок» состоялся премьерный концерт творческого объединения «Три композитора». «Три композитора» – это Илья Демуцкий, Александр Карпов и Иван Кушнир, молодые и независимые петербургские ребята, абсолютно свободные в своем творчестве.
Вечер начался с выступления Ильи Демуцкого. Илья – композитор и дирижер, лауреат всероссийских и международных конкурсов, создающий музыку для симфонического и камерного оркестров, инструментальную и вокальную музыку, хоровые произведения, электронную музыку и музыку для кино. Демуцкий выступает как в составах различных российских и зарубежных коллективов, так и с дирижерскими и сольными проектами. Кроме того, он руководит вокальным ансамблем "Cyrillique", ставшим лауреатом нескольких международных конкурсов. О своем цикле "Числа", открывшем концерт, Илья говорит следующее: ««Числа» - это необычный цикл, в который я включил несколько отобранных из моего творческого портфеля камерных произведений для разных инструментальных составов. Некоторые из представленных пьес уже неоднократно исполнялись, а некоторые были написаны специально к сегодняшнему концерту и будут исполнены впервые. Включив пьесы в цикл, я намеренно лишил их названий, заменив их числами, превращающими цикл в некоторое нумерологическое действо. У каждого из нас своя мистическая и эзотерическая связь с числами. Слушатель может озадачиться вопросом, почему я представляю то или иное число такой-то музыкой? А возможно, мое слышанье чисел станет созвучным с вашим. В цикле прозвучат вокальные произведения на стихи Гийома Аполлинера и Сони Шаталовой».
Цикл состоял из восьми небольших частей. Сперва Демуцкий дирижировал музыкантами (две скрипки, альт и виолончель), а затем сел за фортепьяно. Вокальные произведения исполнила Мария Уварова (меццо-сопрано). Надо сказать, что важной частью всего концерта стал проецируемый на четыре экрана визуальный ряд. Один экран - главный, во всю стену - был закреплен за спинами музыкантов, и еще три небольших экранчика находились на боковой стене под потолком. Во время исполнения цикла «Числа» на них мелькали изображения цифр и фрагменты старых черно-белых кинохроник, хорошо узнаваемые персонажи дергались в такт движениям музыки. Мария Уварова перемещалась по залу в клубах дыма и свете софитов, оказываясь то на фоне гигантского экрана, то по левую руку от композитора.
Вторым свой цикл «Мы» представил Александр Карпов. Карпов - пианист, композитор, дирижер. Он автор многих хоровых и оркестровых работ, музыки к театральным постановкам, фильмам, аранжировок для отечественных и зарубежных музыкальных коллективов. Его музыка звучала в парижском театре «Шатле» и в соборах Голландии, в кафедральном соборе Брюсселя и в большом зале Санкт-Петербургской Филармонии. «Инструментальный цикл «Мы» написан под впечатлением одноименного романа-антиутопии Е. Замятина. Спустя почти столетие с момента первой публикации не может не пугать огромное количество совпадений в содержании этой книги с сегодняшней реальностью. Не только в России, но и во всем цивилизованном мире. <…> Здесь есть номера как посвященные непосредственно героям, так и более общие, иллюстрирующие характер, фон, эмоции, в которых происходит рассказ. В самой музыке я старался придерживаться языка повествования Е. Замятина: сухого, спокойного, с добавлением экспрессии только там, где это действительно необходимо», - говорит Александр о своей работе.
Цикл состоял из 5 частей: «Время», «D-503», «1-330», «Меланхолия» и «Интеграл», он сопровождался завораживающими превращениями простых геометрических фигур на экране, что как нельзя лучше соответствовало тону повествования.
Третьей и заключительной частью концерта стал цикл Ивана Кушнира «M.F.T.D.P». Кушнир известен в первую очередь как театральный композитор, с 2007 года он сотрудничает с Театром «Поколений», а также является участником международных фестивалей, лауреатом премии «Музыкальное сердце театра». ««M.F.T.D.P» - это специально скомпилированная программа, - говорит он, - она состоит из музыки, написанной к различным спектаклям. В программе прозвучит сюита из балета «Шинель», также совместно с Максимом Диденко будет исполнено произведение «Флейта-позвоночник» - своеобразная пост-хип-хоп оратория по поэме Владимира Маяковского. Увертюра из спектакля «Лёнька Пантелеев. Мьюзикл», будет исполнена в обновленной версии».
Выступление Кушнера стало самой эпатажной частью вечера. К музыкантам присоединился барабанщик, Александр Карпов встал за синтезатор. Первым делом на экране загорелась провокационная и задорная надпись: «Кушнеру не нужна видеомазня! Кушнер играет практически без видеосопровождения!». И действительно, выступление сопровождалось не заранее подготовленным клипом, а прямой трансляцией концерта (сцена с самого начала концерта была окружена рельсами, по которым перемещался оператор, еще двое операторов снимали музыкантов с рук и со штатива). После исполнения первого произведения на сцену был приглашен бас-гитарист, а к микрофону вышел «будущая звезда хип-хопа» Максим Диденко. «За всех вас, которые нравились или нравятся,хранимых иконами у души в пещере, как чашу вина в застольной здравице,подъемлю стихами наполненный череп!» - затрещал он под завывание скрипок. Публика была в восторге (к слову, зал был полон, чего сами композиторы явно не ожидали).
Цель «Трех композиторов» этим вечером - доказать, что современная классическая музыка может конкурировать с популярной музыкой во всех отношениях. Им это определенно удалось. Музыка была современная, актуальная, поданная раскованно, и вместе с тем на высоком профессиональном уровне. Оригинальное видео-сопровождение и прекрасная работа художника по свету, все это, без сомнения, сделало впечатление от концерта всеобъемлющим. За полтора часа (а выступление каждого из композиторов длилось около получаса) гости «ЛенДока» получили массу впечатлений и эмоций.