Московский Театр наций в этом году вновь порадовал петербургских зрителей, приехав к нам на гастроли. 27 мая в Александринском театре был показан спектакль «Стеклянный зверинец» по одноименной пьесе Теннесси Уильямса, которая ставилась различными театрами уже не раз. К примеру, в репертуаре Молодёжного театра на Фонтанке есть спектакль «Синие розы» - блистательная постановка с неподражаемой Эмилией Спивак в роли Лоры. Было интересно, как именно увидел знаменитую пьесу о семейных ценностях и поиске себя режиссёр Театра наций Туфан Имамутдинов.
Но вначале Александринский театр наполнялся людьми – наверняка многие пришли, чтобы посмотреть на прекрасную актрису Марину Неёлову. Строгий билетёр в белых перчатках попросил всех сосредоточиться возле двери своей ложи и приготовить билеты. Сразу вспомнилась песня Бутусова:
Встань, встань в проёме двериКак медное изваянье,Как бронзовое распятье,Встань, встань в проёме двери…
Но это лирическое отступление, теперь ближе к делу – о спектакле «Стеклянный зверинец». В центре повествования семья Уингфилдов: мать Аманда, дочь Лора и старший сын Том. У матери (Марина Неёлова) тотальный контроль над её взрослыми детьми – она указывает, как и сколько по времени нужно прожёвывать пищу, как и куда ходить, о чём мечтать. Том (Евгений Ткачук) противится такому воспитанию: «Ты следишь за каждым куском, который я отправляю себе в рот, это кошмар!». Каждый вечер он идёт в кино, потому что не хочет слышать упрёки матери, её недовольство. Дочь Лора (Алла Юганова) не имеет смелости и жизненных сил бороться с матерью, она жалеет ее. Лора – типичная серая мышка, находящая утешение в своих стеклянных зверушках и в общении с обожаемым братом. Стеклянные зверушки не играют в спектакле важной роли, а жаль – ведь они в какой-то степени смысл жизни бедной Лоры.
Спектакль «Стеклянный зверинец» представляет явление психологического симбиоза: все три члена семьи неразрывно связаны друг с другом, и из этого порочного круга никому из них вырваться, к сожалению, невозможно. Том хочет сбежать, «завидует мёртвым». Он смотрит кино про путешествия, с грустью говорит: «Люди путешествуют». Но никуда он не уйдёт – это его семья.
Замечательная актриса Марина Неёлова («Азазель», «Ты у меня одна», «Сибирский цирюльник») украсила спектакль «Стеклянный зверинец»: за ее передвижениями, артистизмом, экспрессией можно было наблюдать бесконечно. У Марины Мстиславовны Аманда Уингфилд получилась яркой и неординарной личностью. Эта женщина, если подумать, безумно любит своих детей, пусть любовь её эгоистична и мучительна. Во всём хороша мера, даже в любви и привязанности матери к детям.
А так, хотя задумка спектакля замечательная, он не раскрылся в полной мере – возможно, потому, что не хватило глубины переживаний, подлинной драматичности отношений между близкими. Диалоги довольно блеклые, за исключением нескольких моментов.
- Куда ты идёшь?- Я иду в кино.- Я не верю в эту ложь.- Я иду в курильню опиума, место порока и развлечений, мама. Я наёмный убийца, я ношу солдатский наган в футляре из-под скрипки.
Хотя, возможно, эта блеклость демонстрирует скучную, однообразную жизнь семьи Уингфилдов, в которой каждый день похож на предыдущий. Каждый день в шесть утра мать будит Тома словами: «Вставай с улыбкой». И, хотя ему от этого хочется удавиться, ничего от этого не изменится.
Спасибо, Театр наций, приезжайте ещё!