Путешествие на поезде жизни

«Кем хотите быть Вы? Тем, кто рассказывает историю или тем, кто слушает ее?», - такой риторический вопрос венчает спектакль «Пассажиры», допытываясь у зрителей, активные или пассивные они участники собственной жизни. Спектакль, привезенный в рамках фестиваля «Радуга», был показан на Новой сцене Александринского театра – площадке, с радостью принимающей замысловатые и технически неожиданные проекты. па6 Международная команда из США, Швейцарии, Германии, Финляндии, России и Японии (театральная группа «PERISKOP», Театр «KORJAAMO», «RML-CINECHAMBER) создала медиа-спектакль, в котором  перемешаны не только языки, но и жанровые стили. На панорамной проекции появляются кадры, погружающие зрителей в ощущение путешествия на поезде, переносящие в мир внутренних переживаний героев. При этом на сцене действуют четыре человека: военный корреспондент, сомневающийся в том, что ее снимки могут передавать истинную реальность; мужчина, болезненно переживающий развод; японка из Фукусимы и проводник, провоцирующий всех героев на откровенность. па4 Спектакль пытается призвать зрителей к осознанному отношению к собственной судьбе. К пониманию того, что путешествие на поезде жизни – это процесс с вектором «вперед», и людям не следует самостоятельно задерживать поезд на определенных остановках, цепляясь за мгновение. Ведь таким образом мы делаем однообразной и предрешенной нашу жизнь. Каждого из героев (за исключением кондуктора) мучает некая боль, сомнение или воспоминание, не дающее жить в настоящем. Пассажиры совершают путешествие вовсе не потому, что их волнует конкретная цель – заполярный Рованиеми. Это скорее путешествие к самим себе. па5 Девушка из Фукусимы навсегда покинула свой город, но не может принять эту ситуацию до конца и бережет ключ от дома, оставляя за собой право мифического возвращения на родину. Эта иллюзорная возможность творит не благо, а зло - точно также мужчине не дает покоя прощальное письмо его жены, с решительными словами: «С тобой как с куском пустоты». Единственной нитью, соединяющей прошлое и настоящее, оказывается память  – и люди не могут начать жить с чистого листа, оборвав все связи, потому что одиночество – это страшно. па2 Проводник – единственный из всех,  кто доволен своей жизнью. Он смог преодолеть одиночество весьма странным способом: он коллекционирует, как сказочник, истории других людей. На проекции возникает изображение  его комнаты, в которой все пространство занимают стопки книг и груды вещей, оставленных людьми в поезде. Он - вместилище чужих мыслей и жизней, при этом помогающий людям справиться с их болью и направляющий события в иное русло. Его можно назвать идеальным реципиентом, волшебным помощником, удивительным психотерапевтом - фигурой вполне мистической  и неоднозначной, как весь спектакль в целом. па3 На площадке сцены реальность постоянно борется с изображением, отстаивает свое право на первоначальность и истинность. Событие, отпечатавшееся в памяти или зафиксированное на пленке, не равно тому, что было в жизни. Оно уже мертво и стало частью прошлого, с которым необходимо расстаться. Питаться соками предыдущих радостей - задача для искусника, боящегося открыться новой, иной жизни. Но сделать это необходимо – на этом и настаивают создатели спектакля «Пассажиры».

Текст: Елизавета Ронгинская

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения