Главная » «Лысая певица»: What is it? This is absurd!
«Лысая певица»: What is it? This is absurd!
29.05.2014
Международную театральную универсиаду, проходящую в конце мая в Петербурге, открыла пьеса «Лысая певица» - пожалуй, самая известная пьеса классика анти-театра Эжена Ионеско, поставленная Национальным театром кино «И. Л. Караджале» из Бухареста.
У всех артистов бывали случаи, когда реквизит приходил в негодность, костюмы не успевали привезти, а сцена не была подготовлена к выступлению. Молодых румынских артистов можно было поздравить с почином – их реквизит и костюмы не успели доставить к началу фестиваля, поэтому артисты выступали в джинсах и футболках с эмблемой универсиады. Но, несмотря на экстремальные условия, всё вышло как нельзя лучше: подтекст пьесы таким образом был подчёркнут ещё четче, нежели это было бы с костюмами. Смиты и Мартины были уже не «чисто английские» и чопорные, хотя всё также вели себя подчёркнуто неестественного и однобоко, а футболки одних цветов лишь усугубляли «инкубаторность» персонажей.
Нескольких голых стульев на сцене было вполне достаточно для этой постановки, где главной смысловой нагрузкой являются не мизансцены или перемещение декораций, а именно диалоги. Кстати, о стульях - на сцене их было больше, чем героев, но некоторые из персонажей всё равно предпочитали садиться на пол, что сразу подчёркивает всю алогичность происходящего. Общение персонажей превратилось в обрывистые фразы и междометия, выражение мысли заменилось пощёлкиванием языка, интересная беседа стала разговором о том, что Смиты съели за обедом или о смерти двухлетней давности, из-за которой они потеряли одного из родственников по имени Бобби. Их друзья Мартины и того хуже: они поняли, что они муж и жена, лишь после долгого рассуждения о том, где они могли встретиться. Остроты происходящему добавила пикантно выглядящая служанка Мэри – второстепенный персонаж, но затмевающий своим появление главных персонажей. Её второе имя - Шерлок Холмс, и в это вполне можно поверить, учитывая всю остальную нелепицу, происходящую на сцене.
Все реплики - на английском языке, и первое время зритель ещё читает субтитры над сценой, в которых даётся перевод на русский язык. Однако очень скоро на них уже не обращаешь внимания, ведь градус бреда беседы героев доходит до пиковой точки, ведь никто из персонажей не понимает друг друга, не желает слушать, а если и слушает, то не слышит. Их речь не способна передавать их мысли, даже те скудные, что водятся у Смитов и Мартинов в голове. В какой-то момент появляется начальник пожарной службы, который бродит по городу в поисках «хоть маленькой искры» или ждет пожара, на который нужно будет явиться через 16 минут. Его девиз в напряжённых ситуациях: «Don'tWorry, BeHappy». Это человек, который любит женское внимание, травить байки, быть в центре внимания, он никогда не унывает. А как же, ведь страдания и уныние - это последствия мышление. А это действо не в чести у наших героев. Чтобы снять стресс, они поют и танцуют, произносят что-то нараспев, кричат, но не говорят по делу, не объясняют своих поступков, не видят ценности слов и, произнося их, теряют их смысл.
Каждая последующая реплика противоречит предыдущей, каждое действие не несёт под собой логической основы. Герои пьесы утратили чувство ответственности, честности и искренности, они не знают, что такое любовь и домашняя идиллия. Ионеско хочет сказать всем, что за уничтожением языка и потерей интересов идёт и потеря самого себя. Мир не может существовать, не будучи подкреплённым делами, умом и смыслом. Без этого жизнь человека, причина его существования, легко оспорима. Если же люди таковы или идут к подобному существованию, то стоит задуматься, как изменить ход событий, прежде чем мы не начнём мычать и гавкать.
Временами актёры вставляли в свои реплики фразы на русском языке. С акцентом произнесённые фразы вызывали шквал эмоций у зрителей, которые более чем хорошо принимали румынских гостей. Публика была сплошь интернациональная, а реакция раскованных европейцев была очень активная и эмоциональная, что иногда казалось даже чрезмерным.
Первый спектакль в насыщенной череде событий фестиваля состоялся и дал старт следующим участникам. В последующие дни на Универсиаде выступят молодые артисты из Нидерландов, Великобритании, России, Южной Кореи, Франции и Китая. Первый шаг к укреплению творческих связей между коллективами разных государств, сделан. До конца мая у зрителей есть возможность увидеть спектакли по мотивам произведений Шекспира, Марка Твена и авторские постановки начинающих артистов.
Напоследок:Я лучше убью кролика, чем позволю петь в садуВозьмите круг, погладьте его, и он станет порочным кругомЯ могу купить финку для брата, но вы не можете купить Финляндию для деда.Дайте мне гроб мужа, и я принесу вам тапочки свекрови
Мистер Смит. Какаду, какаду, какаду, какаду, какаду, какаду, какаду.
Миссис Смит. Как иду, так иду, как иду, так иду, как иду, так иду, как иду, так иду.
Мистер Мартин. Я иду по ковру, по ковру, по ковру, по ковру, по ковру.
Мистер Смит. Ты идешь, пока врешь, пока врешь, пока врешь, пока врешь, пока врешь, пока врешь.
What is it?
This is absurd!!!