Актер и режиссер Олег Леваков поставил в родном театре им.Ленсовета комедию А. Островского «Без вины виноватые», премьера которой состоялась 6 и 7 мая. Главные роли режиссер отдал своим однокурсникам – мэтрам театра Сергею Мигицко и Ларисе Луппиан.
Сама пьеса Островского рассказывает о театральном мире, о жизни закулисья и о самих актерах. И спектакль получился театральным, легким, не перегруженным. Это классическая мелодрама, сыгранная так, как его могли бы сыграть во времена Островского. Костюмы, предметы интерьера, постоянно сменяющиеся декорации, программки, оформленные в стиле эпохи, – абсолютно все погружает зрителей в атмосферу 19-го века.
Режиссура сосредоточена на воссоздании эпохи, проникновении в творческий мир автора. Все строится на актерской игре. Мелодрама играется размашисто, с потоками сильных чувств, эмоций. Здесь есть место и юмору, и монологам на грани истерики, и открытой театральной игре, и сильным переживаниям, и слезам - как от отчаяния, так и от радости.
В центре пьесы – история судьбы сильной женщины, способной пережить предательство любимого человека, смерть сына, найти силы выстоять, чего-то добиться. Она стала знаменитой актрисой, которую обожают не только за актерский талант, но и за человеческую доброту. Кручинину, конечно, играет Лариса Луппиан. Она и открывает спектакль, выйдя на авансцену. Спектакль начинается как бы с середины, с приезда Кручининой - уже известной актрисы - в родной городок. Осмотрев сцену, зал и зрителей, она исчезает в глубине сцены, а на ее место выбегает Дарья Циберкина, играющая Любовь Отрадину (Кручинину в молодости). Сцены молодости героини играются на выстроенном постаменте, обрамленном расшитыми узорами ширмами, – дом Отрадиной. Как только действие перемещается на двадцать лет вперед, постамент с молодыми артистами отъезжает на задний план. И только когда Кручинина будет вспоминать былое, эта мизансцена возникнет в глубине, освещенная холодным голубым светом, точно призрак.
Лариса Луппиан играет искренность, открытость и наивность актрисы в жизни, когда она не прячется за масками ролей. Луппиан раскрывает душу своей героини, показывая, насколько она отличается от поверхностных, недалеких артистов провинциальной труппы с их дрязгами и ссорами. Она будто излучает доброту, которая затрагивает всех, кто способен в нее поверить.
А способным на это оказался актер Незнамов (тот самый потерянный сын Кручининой) в исполнении Антона Багрова – «подзаборник, не знавший своих родных, считающий себя «никем» или даже «ничем». После разговора с Кручининой он точно просыпается от дурного сна, меняясь до неузнаваемости - от презирающего себя и всех вокруг человека к любящему и верящему в человеческую доброту. Антон Багров играет эти контрасты, акцентируя внимание то на любви, то на обиде и злости. И эти перемены он играет даже пластикой: расправленные плечи, широкий тяжелый шаг и готовность наброситься, отражающаяся во взгляде, сменяются плавностью движений, мягкостью в голосе и детской наивностью в глазах. В финале, когда все актеры замрут в последней мизансцене перед зрителем, он будет сидеть между своих вновь обретенных родителей и, по-детски весело покачивая головой из стороны в сторону, кивать в такт аплодисментам.
Богатый барин Дудукин в исполнении Сергея Мигицко - добрый фокусник, дамский угодник и весельчак. Из его карманов эффектно появляются денежные купюры, он ловко перебрасывает предметы и, точно волшебник из детской песенки, всегда приходит с подарками. В финале занавес закроется точно по его повелению. Дудукин не принадлежит актерскому миру, но вхож в него. И в этом театре в театре герой Сергея Мигицко - одновременно и герой пьесы, и конферансье, соединяющий один мир с другим, Театр им.Ленсовета с театром, куда приехала Кручинина.
Кажется, и сын с матерью нашли друг друга благодаря очередным фокусам этого волшебника. И две линии, казалось бы, сломанных человеческих судеб – матери, потерявшей ребенка, и молодого человека, которого не принимает общество без какой-либо биографии, – соединяются в одну счастливую историю сильных и теперь уже счастливых людей.