Повесть Федора Михайловича Достоевского, которая прошла от первых набросков до финального авторского издания путь длиной в 21 год, стала источником вдохновения для англичанина Ричарда Айоади – замечательного комика и первоклассного режиссера. Адаптировать для большого экрана эту вариацию на тему доктора Джекила и мистера Хайда Айоади помог брат Хармони Корина, Эви Корин.
Забитый и неуверенный в себе Саймон обладает неловкой походкой, вежливыми манерами и резкими невротичными движениями. Чтобы показать насколько ему не везет, режиссер начинает со сцены, в которой Саймон в пустом вагоне метро вынужден уступить место, так как оно «чужое». И этот апофеоз жизненной неустроенности дает герою исчерпывающую характеристику.
Однообразная и скудная жизнь конторского работника несколько расцвечивается влюбленностью в коллегу и появлением загадочного молодого человека по имени Джеймс, который выглядит в точности как наш герой, только вот его поведение разительно отличается от того, как себя проявляет тихоня Саймон.
«Двойник» не отступает от литературного первоисточника - как и у Достоевского, у Айоади две противоположности встречаются, и одна из половинок «не в состоянии сделать то, что следовало бы», а вторая ведет себя все более и более вызывающе.
Конечно же, история эта не прямолинейна и более того, она требует от зрителя рефлексии и трактовки происходящего. Кто такой Джеймс по отношению к Саймону, кто из них реален и что есть реальность? Заставить поразмышлять над этими вопросами и есть главная цель «Двойника». И чем дальше будет развиваться действие фильма, тем все более и более острым будет становиться вопрос, сформулированный немецким философом Эрихом Фроммом - «Быть или казаться?»
Коричнево-желтая цветовая гамма фильма вкупе со студийной съемкой дарят полное ощущение того, что вы находитесь в театре, причем постановка очень камерная. Стиль «Двойника» клонится в сторону фантастического, отчасти благодаря сюжету, а отчасти по той причине, что мир Саймона представляется каким-то вневременным – старомодные интерьеры вроде бы взяты из 70-х, но они видоизменены художниками-постановщиками, и в результате «Двойник» принадлежит к какой-то особой эпохе, которая то ли прошла, то ли еще не наступила. Если сравнивать общий стиль работы Айоади в этом фильме со стилем какого-либо другого режиссера, то ближе всего к «Двойнику» находится Уэс Андерсон, если бы создатель «Академии «Рашмор» был более мрачным и обращал меньше внимания на детали.
Самый большой вопрос возникает к специалисту по подбору актеров «Двойника». Если кандидатура Джесси Айзенберга непререкаема – он блестящий актер (именно он в 2011-м году заслужил получить Оскар за главную роль, а не награжденный тогда Колин Ферт), который невероятно сыграл Марка Цукерберга, тем самым заявив о себе как об одном из лучших дарований поколения. То вот по поводу Мии Васиковски остаются некоторые сомнения, она безлика настолько, что в ее исполнении и Джейн Эйр, и Алиса из Зазеркалья выглядят сестрами-близнецами. Но, создатели фильма придерживаются иного мнения, как и Джесси Айзенберг, любовницей которого Васиковска стала на съемках «Двойника».
Миа Васикковска безлика настолько, что в ее исполнении и Джейн Эйр, и Алиса из Зазеркалья выглядят сестрами-близнецами.
Ричард Айоади кроме упомянутых выше актеров пригласил в фильм своих друзей в лице Криса О’Дауда, Ноа Тейлора, Крэйга Робертс и Пэдди Консидайна. Последний появляется в музыкальном шоу, которое главный герой смотрит по телевизору, тут Айоади походя демонстрирует свои навыки блестящего постановщика музыкальных видео, с ним в свое время работали одни из самых ярких современных инди-рокеров Arctic Monkeys.
«Двойник» является работой целостной как содержательно, так и визуально. Ричард Айоади уже не в первый раз показывает себя не просто старательным, но и очень умным, разбирающимся в кино режиссером. История безупречно стилистически выстроенная и базирующаяся на грамотной переработке идеи писателя Достоевского, она способна подарить не только эстетическое, но и интеллектуальное наслаждение, а сочетание этих двух качеств - есть высшая точка кинематографа.
Текст: Евгения Савкина