Фестиваль балета DANCE OPEN подошёл к концу, и его громогласным завершением стал Гала-концерт звёзд мирового балета, которые впервые за 13 лет истории фестиваля выступают на прославленной императорской сцене – в Александринском театре.Все участники концерта номинированы на Премию DANCE OPEN, и каждый из них представляет свою страну, своего хореографа и свою индивидуальную стилистику. Фестиваль - это возможность синтезировать из классического балета и балета современного нечто новое, новый жанр, а может, даже целое танцевальное движение. Возможно, так и случилось, ведь не зря DANCE OPEN проводится уже в тринадцатый раз!
О сюжете, легшем в основу танца, рассказала видеопроекция на заднике сцены, рисовавшая Древнюю Грецию или звёздное небо. Минимализм - характерная черта современной части Гала-концерта. Минимум костюмов и минимум всего, что может помешать языку тела разговаривать со зрителем. Характерные балетные трико иногда сменялись костюмами, а пуанты – туфлями, а специальные гости DANCE OPEN Bad Boys of Dance и вовсе решили забыть об обуви.
Представленные танцы - это сочетание не только разных видов балета, но и органичное соединение пластического театра, пантомимы, современных уличных танцев, которые, казалось бы, вообще не имеют отношения к балету. Таким было выступление ещё одних специальных гостей фестиваля - компании Entredos, представившей ALEGRIAS из балета «Легенда». Entredos исполняли самый чувственный танец планеты - фламенко. Хореограф Хосе Антонио под музыку Хуана Рекена рассказывает о знаменитой испанской танцовщице Кармен Амайи, о танце в её жизни и о том, что танец - это и есть жизнь. Образ этой танцовщицы стал легендарным, и именно благодаря её напористой манере исполнения родилось представление об испанском темпераменте. Её творчество непременно отражается в идеях молодых хореографов, среди которых и был Хосе Антонио, пожелавший воссоздать ту страсть, с которой она исполняла танцы, а также драматизм всей жизни танцовщицы.
Отличительным акцентом всего концерта была Мисти Копланд - это новое имя для мирового балета. Она создала моно-выступление PAGANINI, сочетающее в себе пантомиму и нетрадиционную пластику тела. Каждый жест - это точное попадание прямо в сердце, и зал замер, наблюдая за её магическими передвижениями по сцене. Само её появление удивляет - это не те тоненькие грации, которые были до неё и после, на сцене появляется сильная женщина, чья сила видна в каждом жесте, в каждом па, в повороте головы и даже тогда, когда она просто стоит на месте. Её округлые формы перечёркивают все стереотипы о балеринах-дистофиках, её женственная фигура не помешали ей ворваться с блеском в балет мирового уровня и стать солисткой Американского Балетного Театра.
Среди ожидаемых российских представителей была Виктория Терёшкина - прима-балерина Мариинского театра, которую встречали самыми громкими овациями. Виктория известна как исполнительница классического балета, а именно знаменитых партий Жизели и Раймонды, На Гала-концерте DANCE OPEN она предстала в Классическом Па Де Де под музыку бессмертного Чайковского.
Одним из самых «хулиганских» выступлений был балет ROCK YOU. Пять профессиональных танцовщиков-акробатов решили поиграть. Танец плохих парней - их выступление - это море задора, детского веселья и настоящего рок-н-ролльного драйва. Не зря для своего выступления они выбрали песни Queen «We Will Rock You» и «We Are The Champions», Aerosmith — «I Don't Want To Miss A Thing» и приправили всё это хитовой песней поп-короля Майкла Джексона «Bad». Мужчины выступали в чёрных костюмах, одетых на голое тело, что было отсылкой к Майклу Джексону, а участница их квинтета была в образе диско 80-ых и босиком. Хулиганы, «плохие парни» и новаторы – это все о них. Одним из их изобретений стало нестандартное появление на сцене. Они не выпрыгнули с па, не вышли, они выползли на сцену! Такой оригинальностью в балете могут похвастаться только эти ребята! Это самое умопомрачительно шоу, которое было устроено на Гала-концерте DANCE OPEN, но это чистой воды игра, взрослые и серьёзные танцоры решили немного пошутить и посмеяться. И это у них вышло, они «раскачали» Александринку, а это стоит многого!
Но невозможно забыть о том мастере, ради кого многие шли на фестиваль. Как отметили организаторы фестиваля, в этом году основной акцент сделан на современной авторской хореографии. Представитель такого балета, который определяет направление развития современного танца, – это голландский хореограф Ван Манен, создавший такой танец, что зал замер и боялся шелохнуться и оборвать тонкую ниточку плавной грации - спектакля JOEL в исполнении Реми Вортмейера и Игоне де Йонг. Коллектив наполнял своё выступление попутным рассказом, слова которого появлялись на проекции. «Once there...», «fell in lone...», «a girl...». Эти слова и их движения создают единую историю о любви, об одиночестве, о желаемом и свершившемся. Язык их тел говорит гораздо больше, чем смогли бы сказать все поэты мира.
Большим и довольно объёмным подарком к XIII фестивалю стал отрывок балета «Синяя борода», мировая премьера Гран па де де «Электрик». Балет не ставился после революции 1917 года ни разу. Он стал заключительным звеном в длинной и звёздной цепи артистов балета. Это выступление было значительно длиннее всех предыдущих и было явной отсылкой к истинной классике, которой уже добрых сто лет. Можно ли это считать итогом фестиваля? В противостоянии Современность-Классика победила последняя? Спорный вопрос, так как зрителям явно доставляло гораздо большее удовольствие выступления динамичных, активных и ярких звёзд хореографии, нежели погружение в историю русского балета. Хотя и тут нельзя отрицать её педагогической ценности.
В итоге все свои «за» и «против» зрители могли отразить в листках для голосования или на сайте DANCE OPEN. Тут каждый мог судить по-своему и, как говорят сами организаторы, Приз зрительский симпатий – это самая непредсказуемая награда среди остальных премий, которые присуждали Ханс ван Манен, Борис Эйфман и другие профессионалы.
Гала Концерт DANCE OPEN, да и весь фестиваль - это соединение эпох, традиций, стилей и жанров, истории и современности. Соединяя, мы обязательно получаем нечто новое, поэтому DANCE OPEN - это не просто фестиваль, а новая веха в истории развития балета!