Господи, господи… Неужели это ты, моя сестра?
(Андрей Васильев)
«Театральная мастерская 202» существует в Санкт-Петербурге с 2011 года. Молодые артисты и режиссеры из разных городов объединились в один коллектив, дабы творить. В репертуаре театра спектакли по Чехову, Достоевскому, Астафьеву, Петрушевской, а 30 апреля состоялась премьера постановки «Бывшие сестры» по пьесе Андрея Васильева (режиссер Юлия Шишина). «Хочешь секрет?» «Да!» «Я люблю тебя!», - с такого нежного и непосредственного диалога двух сестер начинается спектакль. Эта искорка света и близости еще просияет, когда сестры будут рассматривать старые фотографии и вспоминать детство, делиться своими нынешними переживаниями. Но все это – отголоски прошлого чувства, в настоящем женщины испытывают друг к другу полное отчуждение. Старшая сестра Анна ненавидит младшую Ольгу, и тому есть несколько причин. Чувство зависти к жизнерадостной младшей сестре, у которой получалось с легкостью все, за чтобы бы она не взялась, иссушило сердце старшей. Она практически «выживает» из дома младшую, оставляя ее без семейной поддержки. Сама же «проживает не свою жизнь»: уводит мужчину, влюбленного в Ольгу, по советам матери становится врачом, хотя сама не испытывает к этой профессии никакой тяги. Чувство зависимости от окружающих людей и обстоятельств не дает жить героине, и она постепенно теряет себя и разочаровывается в мире. Все это становится действительным сюжетом спектакля, хотя фабула рассказывает о другом. Ольга приходит к своей сестре, дабы напомнить о том, что она тоже является наследницей квартиры и хочет в ней жить. Эта неожиданная новость поражает Анну, стершую младшую сестру из памяти. Но проблема выходит за рамки «квартирного вопроса» - он лишь помогает вскрыть весь негатив, накопившийся у сестер. Происходит своеобразная подмена образов: Анна, выглядящая приличной женщиной, имеющая семью, оказывается похлеще бездомной, пьющей Ольги. Актриса Татьяна Воропаева, играющая Ольгу, с апломбом распевает: «Этот диван - мое наследство», «Это окно - мое наследство», «Этот стол - мое наследство» и кажется хитрой лисой, явившейся занять чужой терем. Но в итоге все это вызывающее поведение оказывается лишь защитной реакцией, а на деле она маленькая и одинокая женщина, пришедшая за поддержкой. Она все простила и простит еще многое, но сердце Анны абсолютно заледенело, и уже ничто не может растопить его. Алена Лактюшкина играет брезгливую и скупую женщину, с каждым мгновением теряющую образ святости, что усиленно насаждала в своих мыслях. Наконец, она хочет, чтобы сестра увидела ее во всей красе, и абсолютно откровенно рассказывает обо всем, что на самом деле чувствовала к Ольге. Конечно, она хочет покаяния, но из-за гордости, упрямства и несвоевременности события не способна пойти на это. Главной удачей этого спектакля становится балансирование на грани комедии и трагедии, представление этакого пира во время чумы. Иногда переходы от дружеской теплоты к ярчайшей ненависти резки и даже жестоки – сестры остервенело спорят и даже дерутся. У младшей сестры злость сменяется слезами и жалостливым пониманием, старшая же лишь облегченно улыбнется, когда младшая покинет ее дом. И станет тяжело от той мысли, что прошлое безвозвратно ушло и поправить уже ничего нельзя, как бы этого ни хотел один из партнёров. Снегом засыплет не только Ольгу, но и Анну – все будут погребены под этой легкой завесой, будто стирающей из памяти жизнь двух несчастных женщин.Текст: Елизавета Ронгинская
Фото: Максим Павлов