«Золотая маска»: качество или количество
Получая «Золотую маску» за выдающийся вклад в театральное искусство, Марк Захаров ехидно заметил, что его кандидатура никак не проходила в жюри в течение долгих лет и десятилетий. И действительно, имени Захарова среди сотен имен лауреатов премии нет (хотя среди награжденных десятки фамилий, которых не вспомнят даже историки театра). Второй режиссер-лауреат Галина Волчек просто не пришла на церемонию «Золотой маски», которая никогда даже не номинировала ее постановок. Отсутствие двух имен, уже вписавших себя в историю театра можно назвать вопиющей несправедливостью, считает корреспондент газеты «Новые известия».
В разделе «Лучшая работа режиссера» в этом году двадцать(!) фамилий. В 1920-е годы – имена наших режиссеров можно было пересчитать по пальцам. В 1960-е – десяток фамилий набирался с трудом. Но в наше спорное время эксперты «Маски» находят не просто двадцать режиссеров, но еще и «лучших режиссеров». Для сравнения: на первой «Маске» режиссерских фамилий было всего пять.
В итоге вышло так, что слово «лучший» теряет всякий смысл. Вместе со знаковыми фамилиями среди лауреатов находятся неизвестные почти никому деятели. В таком случае странно говорить об объективности номинации «лучший российский режиссер».
На заключительной церемонии директор фестиваля Мария Ревякина анонсировала, что количество спектаклей, в этом году просмотренных экспертами, перевалило за семьсот. Всего в конкурсной программе около семидесяти постановок разных жанров. Значит отобран был примерно каждый десятый из просмотренного.
Вопрос отбора лучших – всегда вопрос высоты планки. Погоня за количественными показателями вступает в конфликт с задачей держать марку. И уровень конкурсной программы становится все ниже.