Автор текста: Яна Чичина
Подросток. Записки из лабиринта.
«Подросток» - первая и довольно успешная постановка режиссера Олега Дмитриева на большой сцене Малого Драматического Театра (МДТ - Театр Европы). Премьера спектакля состоялась в мае 2013-го, но даже спустя почти год интерес зрителя к спектаклю не убавился.
Сюжет романа Достоевского, легшего в основу сценария пьесы, был сильно сокращен, добрая половина персонажей и вовсе отсутствует. Но это только усилило воздействие темы становления личности и выбора пути молодого человека. На сцене молодые актеры, многие из которых состоят еще в стажерской труппе театра, играют своих ровесников - а значит, играют с особой искренностью и откровенностью, говоря о том, что волнует и их тоже.
Спектакль получился довольно статичный и размеренный. Все действие неизменно происходит среди железных конструкций, вокруг которых и устраиваются артисты. Со сцены никто не уходит: первый план – место действия, второй – точно зал ожидания. И такой двойной слой создает дополнительное напряжение, необходимое спектаклю.
Главная роль Аркадия Макаровича Долгорукого, того самого Подростка, отдана замечательному актеру Олегу Рязанцеву. Этот персонаж и его душевные поиски становятся сюжетным центром постановки, а металлические лабиринты, выстроенные на сцене (сценограф Андрей Запорожский), как раз иллюстрируют всю путаницу в его мыслях. А Долгорукому есть в чем запутаться – он лишний человек, незаконнорожденный сын, юноша с несформировавшимся мировоззрением, с невыбранным путем жизни.
Рязанцев такую черту как двойственность проявляет в своем персонаже аккуратно. В монологах Подростка появляются нотки самоиронии и даже сарказма. Окружающий мир ломает его иллюзии, а письмо, позволяющее Подростку вершить судьбы других, ломает и его самого. Труднейший выбор пути - честного или подлого - стоит перед ним. И метания молодого человека, еще совсем юного и неопытного, актер выражает контрастами и мимики, и голоса, показывая то боль и страдания, то надежду и веру.
Роль Князя Сережи исполняет артист Станислав Никольский. Он играет подлеца, столь же обаятельного, сколь противного и жалкого. Никольский в мельчайших деталях прорисовывает характер своего персонажа. Он использует целый ряд красок – его Князь жалкий, низкий, слабый, мерзкий, гордый. Он отрицательный персонаж, но в какие-то моменты и он вызывает сочувствие.
Эти два характера воплощены актерами объемно, цельно, подробно. А на фоне эскизно-набросанных остальных персонажей, появляющихся и снова пропадающих среди железных брусьев, Подросток и Князь выглядят еще более крупно и убедительно. Два человека: тот, который уже на пагубном пути и тот, который встает на него, но еще может с него сойти.