О «Земляках» и важности решений

Рассказы В. М. Шукшина – яркие, живые, трогательные истории, которые непременно врезаются в память с первого прочтения. Врезаются прочно и почти дословно – настолько самобытна проза «последнего гения русской литературы», как назвал писателя В. А. Пьецух. Кинематографичность своих произведений В. М. Шукшин прекрасно осознавал и к этой сфере сам тянулся – недаром ведь и в режиссуре отметился, и актером был, и сценаристом. Но вот у театра специфика несколько иная. Влиться в театральную среду для писателя оказалось делом непростым. Тем не менее, спектакли по его произведениям то и дело появляются в репертуарах различных театров. OLk31bPJticВ марте постановка М. Левшина «Земляки» по мотивам рассказов В. М. Шукшина стала премьерой в «Комедиантах». Режиссер представил зрителю свежий взгляд на произведения писателя, при этом ни на миллиметр не отступив от текста. Наверное, в случае с В. М. Шукшиным это единственно правильное решение, ведь здесь искажение словесной составляющей непременно привело бы к потере художественности. В чем же тогда пресловутая свежесть? А она – в подаче, в обрамлении сюжета. EOk8NiyVs3AВходя в зал, зрители без всякой машины времени попадают в советский Дом культуры – с доской почета на стене, красным задником на сцене и торжественной вывеской: «Приветствуем участников первого краевого смотра художественной самодеятельности! Вперед, к победе коммунизма во всем мире!» Пришедших встречает заведующая клубом, Нина Ануфриева (актриса Ольга Яковлева). На груди у нее полыхает алый бант, высокая прическа выдает абсолютно праздничное настроение, а возвышенные речи – гордость за родной совхоз, где вместо клуба теперь – настоящий Дом культуры, храм искусства. Хозяйка вечера, чуть волнуясь, объявляет первый номер (для верности вся важная информация записана у нее на ладони – что, безусловно, спасает заведующую от непредвиденного конфуза). И если бы не Вася, незримый работник сцены, концерт прошел бы совсем без накладок! Невероятно интересно следить за тем, как истории, рассказанные когда-то В. М. Шукшиным, «встревают» в концертную программу. Жизнь села выплескивается на сцену неожиданно и непредсказуемо, и зритель становится не просто наблюдателем, а полноценным участником действия. W_MG_2336Вот, после первого номера программы, в зал врывается Иван Петин, герой рассказа «Раскас», и делится с земляками своей жизненной драмой. Оказывается, от него сбежала жена (та самая Людмила, которая только что исполняла на сцене задорную песню о солдате и скрылась за кулисами в сопровождении статных красавцев-военных). Следующий номер программы – снова песня. Солирует Соня Зяблицкая. И опять номер обрывает возмущенный супруг. Но у Вени, в отличие от Ивана Петина, трагедия другого рода: жена спустила на шубу деньги, которые муж берег для покупки кожаной куртки (зритель без труда узнает начало рассказа «Мой зять украл машину дров»). Похожим образом вплетаются в канву постановки рассказы «Други игрищ и забав», «Сапожки», «Верую». «Земляки» радуют зрителя всем арсеналом своих талантов: песнями, плясками, частушками и даже показом мод. А зритель попутно наблюдает за всеми перипетиями их личной жизни. Спектакль по произведениям В.М. Шукшина невозможно лишить столь важной составляющей, как авторское слово. И его совершенно справедливо делят между собой герои рассказов. Что еще сказать об этой душевной, блестяще сконструированной постановке? Свежесть ее решения не ограничивается одной лишь композицией. Есть еще очень важный и весомый аргумент в пользу талантливости режиссера. Это финал. В него М. Левшин сумел включить собственное прочтение рассказов В. М. Шукшина. Сохранив синтез иронии и искреннего сочувствия к персонажам, режиссер добавляет свое видение пути шукшинского героя. Пути от одиночества и отчуждения – к искреннему громогласному «Верую!» W_MG_2669«Шукшин – автор, который сохранил для нас русский характер, тот самый характер, который сейчас уходит в небытие», - пишет в театральной газете главный режиссер «Комедиантов». Но обнадеживает вот что: пока находятся такие замечательные драматургические решения, как постановка «Земляки», забвение самому классику онтологической прозы не грозит.

Текст: Елена Чернакова

Фотографии предоставлены организаторами спектакля

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения