Главным достоянием этой ночи стал, разумеется, долгожданный новый фильм Джима Джармуша, от которого не было вестей аж с 2008 года. Тогда был снят триллер «Предел контроля», в котором одну из ролей исполнила Тильда Суинтон, перешедшая в его новую картину уже в главной роли. В связи с нехваткой денег фильм снимался семь лет - не малый срок ожидания для поклонников Джармуша. Критики уже называют этот фильм венцом карьеры режиссёра и лучшей его работой со времён «Мертвеца» 1995 года, главную роль в котором исполнил Джонни Депп, -рассказали со сцены организаторы. Вампирские истории, набиравшие неимоверную популярность в 2008 году, когда появилась всем известная "Сага". «Сумерки» не обошли стороной и Джармуша. Такая, казалось бы, подростковая тема заинтересовала человека статного возраста и в его трактовке стала иметь философско-мелодраматичный характер. Попытка выжить среди «зомби», так главные герои, Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон), называют весь людской род, овеяна настроениями уныния и безнадёжности. Спасти суицидального романтика Адама от себя, от навязчивых «зомби»-поклонников и параноидальных мыслей о бессмысленности вечного бытия, хочет его жена Ева, романтическая, характерная и решительная дамочка-вампир. Правда ли, что выживут только любовники? Вторым достоянием вечера стал фильм братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса» 2012 года. Прототипом главного героя стал фолк-певец Дэйв ван Ронк, выпустивший в 1963 году пластинку Inside Dave Van Ronk. На обложке альбома красовался ван Ронк с котом. Режиссёры уверяли, что кот Ван Ронка и кот Льюина Дэвиса не имеют ничего общего, что в картине рыжий кот появился совсем по другим причинам. Однако он там есть, и история беспрерывной погони начинается именно с него. Гоняется Льюин (Оскар Айзек) за этим несчастным котом, а ещё за успехом, заработком, бегает по звукозаписывающим студиям и не устаёт предлагать свои пластинки разным продюсерам. Но, если человек неудачник, к тому же злой на весь мир, вряд ли ему так скоро повезёт, а вот за свою жестокость получить по зубам он может в любой момент. Как и предупреждали организаторы вечера во вступительной речи к фильму, положительных героев в нём можно не искать – их нет. Все без исключения вызывают отрицательные эмоции, и невольно задумываешься, неужели мир и люди в нём так плохи, как рисуют их Коэны? Фильм – победитель Каннского фестиваля и лауреат множества наград, не так уж бурно был встречен зрителями, половина которых к середине фильма мирно похрапывали. Картина рассказывает, каково это оказаться в шкуре Льюина Дэвиса, как в 1999 году Спайк Джонс предложил нам побывать внутри актёра Джона малковича. Коэны не предлагают нам такого же радикального шага, но каждый наверняка почувствовал, что быть Льюином Дэвисом на тот момент времени совсем не радостно. Закрывала трио киноночи чёрно-белая картина Алекса Холдриджа «Полночный поцелуй» 2007 года. Ещё одна история про инертного парня неудачника, потерявшегося в этой жизни. Последней попыткой выплыть из моря уныния и мизантропии для него становится найти на сайте знакомств такого же как он. И это у него выходит, человек этот может и не мизантроп, но со своими заморочками. Фильм по заверениям организаторов является настоящим манифестом инди-кино, он снимался за крохотные деньги даже по российским меркам, да и сборы у него тоже нельзя назвать кассовыми. Романтическая история, вполне подходящая под утро, рассказывает о знакомстве апатичного Вилсона (Скут МакНэйри) с неугомонной Вивиан (Сара Симмондс), их попытке не остаться в одиночестве в новогоднюю ночь и помочь друг другу поймать ветер перемен – Wind of change поют герои в конце фильма хит Scorpions. Это уже третья история за ночь, в которой герои хандрят, убегают и ищут – каждые своё. Эта парочка, как не сложно догадаться, просто ищет счастья. По дороге к заветному счастью с ними случается множество уморительных ситуаций и ужасно неловких моментов. Картина молодого режиссёра Алекса Холдриджа рассказывает очень простую, не нагруженную высокими смыслами историю. Её герои тоже простые люди, выбирающие дороги, по которым они смогут пойти. Они настолько приближены к обычному зрителю, что вызывают доверие и умиление. Это прекрасное завершение НОЧИ АМЕРИКАНСКОГО АВТОРСКОГО КИНО, которое могли предложить в данном контексте. Погружённая в апатию ночь перемежается юмором режиссёров, работавших над этими картинами. Уныние, в котором находятся персонажи, могло бы поглотить и весь зал Родины, но за счёт удачно подобранных комичных ситуаций на экране, веришь, что жизнь не унылый поток декаданского упадка, а дорога маленьких ренессансов после жизненных неудач.
Текст: Екатерина Приклонская