Главная » MAGIFIQUE: порывистая современность и классический размах
MAGIFIQUE: порывистая современность и классический размах
28.04.2014
26 апреля на сцене Александринского театра состоялась петербургская премьера балета MAGIFIQUE - пожалуй, самой ожидаемой и интригующей постановки фестиваля DANCE OPEN, который проходит в эти дни в северной столице. За музыкальную основу балета французский хореограф Тьерри Маланден взял всемирно известные сюиты Петра Ильича Чайковского из «Щелкунчика», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Конечно же, такой выбор накладывает на него огромную ответственность, ведь музыка Чайковского неизбежно вызывает у публики ассоциации с классической русской танцевальной школой. Но тем интереснее и волнительнее было ждать появления артистов на сцене, и каждый зритель задавался вопросом: какой же танцевальный рисунок создаст Маланден в своем представлении?
В наше время хореографическое искусство претерпевает значительные изменения. Классические балетные традиции смешиваются с новыми танцевальными тенденциями, стандартные па обрастают новыми движениями, словно второй кожей. Зачастую в современном балете уже не остается места традиционным положениям рук и ног, они сменяются движениями более энергичными и сложными. Но все же зрители тоскуют по столь привычному и любимому танцу, поэтому особый пластический язык Маландена, удачно сочетающий в себе классику и современность, вызывает у них самое настоящее восхищение.
Танцоры Malandain Ballet Biarritz – настоящие профессионалы в своем деле, и в этот вечер они показали все свое мастерство. Движения их в начале постановки были порывистые, лишенные присущей обычному балету размаха и свободы и вплетающие в себя элементы из некоторых других танцевальных стилей. К строгим балетным канонам артисты постепенно возвращались примерно с середины постановки. Хрестоматийные истории о Щелкунчике, заколдованной принцессе и Лебединой королеве в их исполнении совершенно поразительны, хотя и не всегда сразу понятны без каких-либо дополнительных пояснений. В этом и кроется особенная прелесть работы Маладена, очень метафорично рассказавшего о своих детских грёзах, восторгах и мечтах, вызванных сказками Чайковского. Даже само название постановки MAGIFIQUE – отсылка к детству хореографа. На самом деле такого слова во французском языке нет, это искаженное смешение слов magique («волшебный») и magnifique («великолепный»). «Когда я был ребенком и видел что-то красивое, я говорил «мажифик», потому что не мог выговорить «манифик». И потому, создавая эту сказку, я выбрал «мажифик», как тайный шифр далекого детства» - сказал Маланден.
Некоторые танцевальные миниатюры повергли зрителей в необычайный восторг, например, номер на знаменитую музыку «Танца маленьких лебедей». Танцоры-мужчины так уморительно изображали лебедят, что в зале не смолкал добрый смех. При этом даже у особенно консервативных зрителей подобная трактовка не вызвала никаких негативных чувств, за что стоит сказать хореографу отдельное «браво».
Легкие и изящные декоративные конструкции, созданные Хорхе Галлардо, в MAGIFIQUEстали не просто художественным оформлением сцены, но и средством выражения идеи и чувств героев. Благодаря им танцорам удалось включить в свое выступление даже некоторые трюковые элементы. Еще одно новшество, введенное экспериментатором Маланденом в постановку, - это редкое, но меткое использование артистами голоса, что было для зрителей довольно неожиданно. Однако это не нарушало общей гармоничности постановки, даже наоборот, добавляло наиболее важным сценам еще больше эмоциональности.
Балет Тьерри Маландена – это танцевальный эксперимент, доставляющий публике немало эстетического удовольствия. Еще очень долго после окончания спектакля в зале звучали аплодисменты – искренние, благодарные и заслуженные. Рассказа о нем не достаточно, его нужно видеть, слышать и прочувствовать. Поэтому – не пропустите его, друзья!