Лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии открыта!

Отличная новость для театрального Петербурга! В городе, не имеющем свободного сценического пространства, где могли бы пробовать, экспериментировать да и просто начинать свою профессиональную жизнь молодые специалисты, стартовал проект «Мастерские Новой сцены»! Идею подобных лабораторий Марат Гацалов, главный режиссер Новой сцены Александринского театра, уже опробовал в Москве, где под его руководством проходили знаменитые «Мастерские на Беговой». гроб2 Теперь и у нас появилась платформа для нового театра, эксперимента, лаборатории новой драматургии и молодой режиссуры. Первая «мастерская» была посвящена теме взаимодействия режиссера и драматурга. Предварительный, отборочный этап перед этой лабораторией прошел в форме питчинга: молодым режиссерам совместно с драматургами, выпускниками мастерской Н. Скороход, было предложено представить эскиз будущей постановки. В эскизе заявлялась идея сценографического, образного решения спектакля. По итогам питчинга на первой лаборатории были представлены следующие работы: Эскиз «Гроб на колесиках» (по мотивам романа Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»).
 Драматург: Татьяна Рахманова, режиссура: Екатерина Максимова, Татьяна Рахманова, сценограф: Сергей Лавор, художник по свету: Игорь Фомин, актеры: Всеволод Цурило, Наталья Тарыничева. гроб Действие романа перенесено в современность, авторы эскиза размышляют о том, что такое смерть сегодня: осталась ли она тем же событием, каким было во время Льва Николаевича, или приобрела какие-то новые значения и качества, характерные для нашей сегодняшней жизни. Режиссер продемонстрировал оригинальное пространственное мышление. В качестве сценического пространства было выбрано фойе третьего этажа ТКК «Александринский». Современный дизайн, минималистичное оформление - стеклянные столики, зеленые кресла и черный пол. В момент кульминации Иван Ильич сидел один среди пустых крутящихся кресел. На фоне огромного окна он казался маленьким и никчемным – постановщики очень точно передали  ощущение тотального одиночества человека перед лицом смерти.  Актер произносил текст, утопающий в сонме праздничных шумов, а в это время за его спиной на белую стену соседнего здания проецировались сквозь окно тени танцующих и веселящихся членов его семьи.гроб3
  «Антигона: Редукция», драматург: Ася Волошина, режиссер: Анфиса Иванова, художник: Надежда Осипова, медиа-художник: Татьяна Туманова, актеры: Юстина Вонщик, Андрей Шимко, Анна Жмаева, Борис Чистяков, Алексей Чуев, Сергей Уманов, Павел Юринов, Алексей Фролов, Михаил Тихонов, Юрий Герцман. Для этого эскиза постановщики выбрали пространство основной сцены нового здания, используя ее технические возможности.ант По словам авторов, эскиз «Антигона: редукция» — попытка посмотреть на современность через призму мифа, а на миф - сквозь призму современности. Антигона, как известно, вопреки запрету властей, обрекая себя на казнь, хоронит брата. Сегодня этот поступок может быть увиден как акционизм с летальным исходом, как перформанс самопожертвования, как одиночный пикет. Но решиться на него современному живому человеку сложней, чем античной героине. ант3 «Антигона» в новейшем прочтении оказалась стилизованным под античность политическим памфлетом на самые актуальные темы современности, такие, как «Крым», закон о запрете пропаганды гомосексуализма и так далее.
  «Парентэктомия», драматург: Наташа Боренко, режиссер: Ричард Бондарев, сценограф: Екатерина Малинина, видеорежиссер: Арсений Николаев, технолог: Александр Берсенев, художник по свету: Игорь Фомин, композитор: Андрей Мартынов, продюсер: Полина Костина, актеры: Ричард Бондарев, Виктория Заболотная, Иван Решетняк, Алексей Паничев, Виктория Воробьева, Марина Рослова, Наталья Панина, Руслан Мещанов Центральный герой пьесы "Парентэктомия" — это потерявшаяся в торговом центре девочка. Ей помогают, мешают, отвлекают… В эскизе режиссер переосмыслил пьесу, герои сливаются и меняются местами. Режиссер в процессе работы над эскизом дает актерам возможность перепридумать персонажей, драматург инкрустирует в роли документальный и псевдодокументальный материал. «Никому ничего не понятно, все в панике, так и должно быть». пар
«Отсутствие главного», драматург: Анастасия Колесникова, режиссер: Александр Никаноров, сценограф: Екатерина Никитина, технолог: Александр Берсенев, художник по свету: Артем Кофтун, актеры: Иван Решетняк, Сергей Волков, Вероника Фаворская, Антонина Сонина, Семен Шигин, Андрей Чулков. отс Эскиз «Отсутствие главного», пожалуй, стал самым экспериментальным с точки зрения сценической формы. Центральным персонажем (в буквальном смысле этого слова) стал сам зритель. То есть зрительская зона находилась в центре сценического пространства, а вокруг него уже происходило само действие. А именно: молодой человек долго, не останавливаясь на протяжении всего эскиза, бежал по беговой дорожке; другой молодой человек с удовольствием поедал суши и смотрел телевизор; в это время девушка тщетно пыталась заснуть; а другая девушка красилась перед зеркалом туалетного столика … Режиссер работал по закону перформативного времени, игнорируя  правила традиционной театральной драматургии. отс2 Показам предшествовала лекционная программа, посвященная методам современного искусства. Возможно, она повлияла на постановочные идеи участников лаборатории. Мастер-классы и лекции читали режиссер Анатолий Васильев, драматурги Саша Денисова и Петр Грущинский, критик Зара Абдуллаева, современный философ Алла Митрофанова и другие. На первую мастерскую был собран экспертный совет, куда вошли теоретики и критики современного театра Москвы и Санкт-Петербурга. После каждого показа следовало долгое, подробное обсуждение работы. Свою основную задачу «Мастерские Новой сцены» видят в том, чтобы молодые постановщики получили реальный навык работы в действующем репертуарном театре. Участники первой лаборатории должны были заранее предоставить смету и техническое задание «службам» театра, пройти все рабочие этапы, с которыми постановщик в государственном театре. В результате на суд экспертного совета были предъявлены полноценные заявки для будущей постановки. Следующий шаг «Мастерских Новой сцены» – летняя резиденция, по результатам которой будут выбраны участники для августовской и октябрьской лабораторий. Заявки будут приниматься не только от режиссеров, драматургов и художников-сценографов, но и от представителей междисциплинарных практик, медиа-художников, саунд-артистов, современных хореографов и пр. Такой принцип отбора направлен на расширение границ театра, внедрение новых тенденций и технологий современного искусства.

Текст: Ольга Каммари

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения