25 апреля в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» состоялся литературный вечер Юрия Томошевского и артистов его театра. Заранее продуманной программы и названия у вечера не было. «Назови его как хочешь…» - пошутили организаторы, сохранив возможность интерактива со зрителями.
Свободная импровизационная манера общения с залом Юрия Томошевского и сам жанр мероприятия - «концерт по заявкам» - подходили атмосфере «Бродячей собаки» как нельзя лучше. Легендарное пространство вновь наполнилось живыми голосами своих завсегдатаев – поэтов и писателей начала XXвека, неподдельно, свежо, страстно загудело декадансом …
Первая часть концерта была лирико-поэтической – в исполнении Юрия Томошевского, Татьяны Морозовой, Анны Некрасовой прозвучали стихи Волошина, Цветаевой, Ахматовой и других авторов. «Веселое» же (актерские миниатюры по произведениям Зощенко, Хармса, Агнивцева) осталось на второе отделение.
Юрий Томошевский – петербургский актер и режиссер, основатель театра «Приют комедианта», регулярно выступающий с чтецкими программами и литературными моноспектаклями. Он – человек-театр и мастер настроения, которое меняет «легким росчерком пера» – сменой позы, взмахом руки, взглядом. Он находит для каждого поэта, будь то Северянин, Маяковский, Пастернак, Гумилев или Бродский, свою лирическую интонацию: транслирует авторский голос, хотя при этом не «играет» в поэтов, не имитирует их чтецкую манеру. Но этот авторский голос, чутко уловленный им, звучит предельно искренне, оживляя легенды Серебряного века. Я ни минуты не сомневалась, что видела громокипящего, праздничного Северянина (именно его «Ананасы в шампанском» стали зачином вечера), сказочно-романтичного Гумилева, лиричного домашнего Пастернака (звучали бессмертные «Февраль» и «Свеча горела»). Юрий Томошевский, мастерски владеющий мелодекламацией, то читал стихи в унисон с живой музыкой, то вступал в диалог с фортепиано (Наталья Чубарова) и скрипкой (Светлана Сиротина). Стиль исполнения менялся в зависимости от автора и содержания поэтических строчек. Маяковский, как и полагается, звучал «по-площадиному» демонстративно, а Бродский - сдержанно и вкрадчиво.
Настроение второй части концерта было скорее мажорным. Пишу «скорее», потому что веселое в романтическом театре Юрия Томошевского всегда сопряжено с легкой иронией и грустью – абсурд смешон и трагичен одновременно. Татьяна Морозова (в начале концерта она экспрессивно и точно исполняла Цветаеву) предстала в жанре литературно-артистической пародии. В образе Ренаты Литвиновой (эта маска здесь оказалась весьма кстати) она читала хармсовскую историю о двух самоубийцах, чей полет с крыши несколько затянулся. Константин Сироткин, перевоплотившись в «маленького человека» Михаила Зощенко, поведал о больничной жизни. Возможно ли лучшее исполнение рассказа «Больница»? Сомневаюсь, это было невероятно смешно и правдиво. Поговорили и о любви – одноименный рассказ Зощенко разыграла в лицах Анна Некрасова.
Практически все актерские миниатюры, представленные в «Бродячей собаке» в тот вечер, являлись фрагментами завершенных спектаклей или чтецких программ, полные версии которых можно увидеть на сцене Санкт-Петербургской филармонии для детей и юношества.