30 марта режиссёр Денис Замиралов показал на сцене Театра Алеко изнаночную сторону кино, процесс его создания и геометрию страстей героев, чьи линии судьбы идут перпендикулярно, соприкасаются и перечёркиваются, невероятно сильно влияют друг на друга. В его спектакле «Последний дубль. Геометрия страстей» воплощена история о жизни – о жизни по ту сторону экрана и по другую сторону от искусства.
Режиссёр затронул уже давно известную, но не теряющую актуальности проблему: зачем люди используют классические произведения в шоу-бизнесе? Чтобы делать из них «мыло»? Почему искусство превращается в попытку урвать кусок посочнее да извратить всё на потребу зрителям?«Пипл хавает», так говорит режиссёр Виолетта Кружкина (Елена КРУГЛОВА), которая снимает низкопробный фильм по поэме Пушкина «Цыганы». На хлопушке, с которой бегает несчастная работница съёмочной площадки (Юлия ЗЫРЯНОВА), выведено: «Цыгане. Фильм В. Кружкиной и А. Пушкина». Уже здесь оскорбительным выглядит исправление оригинального названия, да ещё и представления себя вровень с Александром Сергеевичем. Актёры Таня и Паша, которые должны исполнять влюблённых (Инна ЯРМОШУК, Сергей ЧЕРАПКИН), даже не пытаются этого сделать, режиссёру главное уложиться в срок, световики и звуковики вообще работать не хотят. Идёт съёмочный процесс. Но лучше бы он стоял. Может, тогда и сам Пушкин не перевернулся бы в гробу и не пришёл, как тень отца Гамлета, посмотреть, что за ужас творится на площадке. Появление тени Пушкина (Никита БОРОДИН) – способ вызвать у персонажей хоть каплю совести и «разбавить» присутствием вечного хаос будничного.
Но не все артисты «потеряны» в разврате и глупости. Александр, исполняющий в фильме роль Алеко (Александр ГОЛУБЕВ), ещё говорит словами великого поэта и ещё взывает к умам и сердцам окружающих, но он, как и Чацкий Грибоедова, не принят и не понят этим обществом. «Умри, но сыграй!» - вопит ему Кружкина - и он играет. Он единственный, кто видит смысл слов Пушкина, а не ждёт гонорара за «сляпанный» последний дубль. Последний романтик, но такие люди никогда не будут поняты до конца. А именно он просит всех оглянуться, посмотреть на себя и увидеть, что все они и он сам – это проститутки, только торгуют они не телом, а душой.
Актёрское пространство не ограничено пределами сцены. Артисты взбегают по проходу наверх и спускаются оттуда, зрители не успевают вертеть головами, не знают, когда и откуда появится персонаж и не присядет ли рядышком посмотреть вместе с вами на съёмки «великого искусства». Это не интерактивное представление, никто не вытаскивает вас на сцену и не втягивает в игры, просто всё происходит так близко от вас, что, кажется, вы уже в игре. И действительно, все мы - зрители, потребители, люди, которые хотят хлеба и зрелищ. Мы смеёмся над фильмом Кружкиной, но, придя домой, включаем телевизор и смотрим нечто подобное. Мы злорадствуем над другими, хотя стоило бы задуматься о себе.
Подсознательно хочется разделить спектакль на три акта. В первом актёры в полноги снимают фильм, их реплики вымучены, мизансцены наиграны и хочется глаза закрыть, чтобы не видеть того ужаса, который снимает режиссёр Кружкина. Второй – это самый реалистичный, натуральный и искренний акт, в котором все участники съёмочного проекта живут своей жизнью – влюбляются, ссорятся, строят заговоры, обижаются и жалуются на жизнь Богу, ну или Александру Сергеевичу, конечно. Третий – тот, где Кружкина патетически отказывается от денег продюсеров, от сроков заказчиков, плюёт на бездарщину и тут-то решается, наконец, снять настоящее! Именно здесь зритель ждёт, что грянут фанфары истинного искусства, актёры сыграют гениально и зал зарыдает…
Но не тут-то было. Актёры Театра Алеко немного не дотянулись до той высоты, на которую решили претендовать. Тут уж должен бы был вмешаться дух самого Станиславского и сказать свою коронную фразу. Хотя, возможно, это задумка режиссёра Дениса Замиралова - показать, что ширпотребные актёры и режиссёры должны каждый знать свой шесток и не прыгать выше головы. Но если нет, то этот финальный посыл спектакля был неоправдан.
Возможно, вся история была бы гораздо интереснее, если бы этих персонажей выставили безвольными куклами в руках режиссёра, из чего можно уже было бы вынести какую-то мораль. Но тут мораль не вышла. Отчасти спектакль показался лишь примером той идеи, которая и была в нём заложена.