В ряде случаев хочется говорить о спектакле с конца. Постановка «Другой человек» (драматург Петр Гладилин, режиссер Гоар Покрикян) Ереванского Государственного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, привезенная в рамках фестиваля «Встречи в России» в БалтДом, поразила теплотой режиссерского и актерского участия, высказанного после окончания спектакля. Проникновенные слова благодарности русскому зрителю, удовольствие от случившегося обмена эмоциями, которое было написано как на лице актеров, так и режиссера, наполнили зрительское сердце новыми чувствами. Ведь всегда хочется, чтобы по окончании спектакля артист немного подольше остался на сцене и «вышел из роли», показав свою человеческую реакцию на происходящее.
Эта искренность и открытость сопровождала артистов на протяжении всего спектакля. История Петра Гладилина о модулировании человеком в пространстве воображения собственной жизни весьма инфантильна и жестока одновременно. Если условно обозначить сюжет, то он таков: одинокие люди – мужчина и женщина – находят друг друга в большом мире и, желая стать одним целым, создают в своих фантазиях убедительный мир супружеской жизни. Сначала придумывает мужчина и рассказывает историю о том, как они прожили совместно десять лет. Потом его рассказ корректирует женщина. Все крутится вокруг одного и того же ряда вопросов – любят ли они друг друга, хорошие ли они люди, есть ли у них дети. Мужской, ироничный взгляд на семью: «я нищий музыкант, запойный алкоголик, а ты бьешь наших детей», сталкивается с идеалистичным женским. «Ты отличный отец и человек, мы обожаем детей и друг друга», - говорит она. Неверие, которое вызывает эта картинка у мужчины, вскоре рассеивается, и в конце спектакля они оба (и зрители вместе с ними) слышат детские голоса. Если сильно захотеть - мечта станет реальностью, - говорит этот сюжет в интерпретации ереванского театра. Лирическая история о «слепленных» с помощью собственного представления взаимоотношений, конечно, перескакивает за границы реальности и теряет свою психологическую оправданность, наполняя спектакль абсурдом. Это подчеркивается манерой игры Манвела Хачатряна, играющего мужчину, абсолютно потерянного в мире. Способ актерского существования Лили Мукучян далек от отстраненности: она замкнута во множестве психологических переживаний. Прагматизм вместе с идеализмом, присущий женщине, раскрывается в точной, резко-эмоциональной манере игры. В основном, добрая комедийная составляющая спектакля преобладает над трагедийной, и зритель расслабляется при просмотре. Хотя философские размышления все же есть, и художник по свету подчеркивает такие моменты, наполняя сцену то красным, то синим сиянием. «Забыв себя, искать высшее в себе» - эта мудрость, вычитанная из газеты, впрямую соотносится с жизнью героев, отринувших свое прошлое и готовых обнаружить самое важном и потаенное, что в них есть. Часы без стрелок акцентируют особенности мира, в котором пребывают герои. Для них время замерло – четверть восьмого длится вечно, и фантазировать и придумывать подробности собственной жизни можно бесконечно. Жизнь по собственному желанию, без оглядки на что бы то ни было – сказка, грустная оттого, что на самом деле часы жизни не соответствуют личному времени человека. Но стать творцом своей судьбы и принять ответственность за выбор все-таки необходимо. И не в пространстве воображения, а реальной жизни.Текст: Елизавета Ронгинская
Фотографии предоставлены пресс-службой театра