«Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.» Д.Д. Шостакович
«Ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» М.А. Булгаков
Так уж устроен человек. Его влечёт к неизведанному, тянет к разнообразию, он хочет вырваться за начертанные самим же собою границы. Бывает так, что это даже получается. И после, пути обратного нет — тот, кто прикоснулся, простым обычным не останется. Открытый - глубоко задумается. Замкнутый - начнёт смотреть по сторонам. Само собой, никто не начнёт ходить по воде и уж тем более по тонкому Ладожскому льду. Более того, ответов куда меньше, чем вопросов. Дальше - больше: ты слушаешь, скорее внимаешь, копаешься в каждой фразе и надеешься, что на этот раз всё просто объяснят, но тут опять загадка сложней предыдущей, и приходиться думать, даже что-то читать, ну и фантазировать тоже. Похоже на текст из сектантской пропаганды? Понимайте как угодно, поскольку по-другому неординарность и эмоциональную силу песен Сергея Калугина для меня выразить довольно сложно. География локаций, созданных его песнями, простирается от Китая до Испании. Герои в его песнях творят божественные чудеса и просто бухают в тамбуре вагона. Можно перечислить десяток музыкальных стилей, которые он с музыкантами мешает как ингредиенты для супа под названием группа «Оргия Праведников», но я предлагаю напомнить о Калугине как о виртуозном гитаристе и авторе-исполнителе. Слушатели Сергея Калугина обладают некоторыми неприметными схожими чертами, и разные настолько, что встретить их возможно в нашем городе только в одном месте. Стоя на Лиговке перед клубом “Backstage”, порой удавалось со второго раза угадать в прилизанных металлюгах и девушках, одетых как бы «под театр», публику сегодняшнего концерта. Обстановку, кстати именно театра, в клубе создавали плотные ряды стульев на месте танцпола. Итак, камерная обстановка создана, публика полностью заняла сидячие места уже за пол часа до заявленного начала. Маленький уютный зал как раз для данного концерта в акустическом формате творческого вечера. Были сомнения относительно качества звука. За пару часов до концерта именно об этом мы и поговорили: - Как клуб? Выступал уже здесь? - Да конечно, а сейчас впервые буду выступать здесь на новом аппарате. Ребятам говорили: купите себе новый аппарат. И они купили. - А я был неделю назад здесь, и очень плохой был звук. Практически не разобрать слов даже. И надеюсь, сегодня будет получше. - Мы постараемся этого эффекта избежать. Я же просто с гитарой. Такой беды не должно быть. Всё так и было. Сергей просто с гитарой, и никакой беды со звуком. Только сам концерт, по словам Сергея, для него немного странный. Через несколько дней он выступает в Москве с новой программой, и эти новые песни, как выразился он сам, клокочут у него внутри, а петь их сегодня нельзя, потому как всё будет на премьере. Обещанная программа ретроспективного концерта исполнителя с клокочущим внутри вулканом никого не огорчила. Под спокойную «Ночь защиты» музыкант не спеша погрузил всех нас в призрачную полу-мистическую атмосферу. Среди публики, слегка напоминающей выпускников гуманитарных вузов, были и мамы с маленькими детьми. Их танцы под «Только ветер сияния, плачь, ничего нет прекраснее смерти!» настраивали на философский лад. В первой части концерта среди классических творений нашлось место и новой «Вдаль по синей воде». Техника Калугина как гитариста настолько безукоризнена, что старая классика, включая сложнейшую «Рассказ Короля-Ондатры», звучала максимально точно к студийным записям. Может это кому и покажется скучноватым, но безусловно живые эмоции хлестали со сцены от небольшого человека с вполне заурядной внешностью. Умиротворённый, улыбающийся Калугин под неторопливые переборы глубоким спокойным голосом вводил публику в некое состояние транса, пока не обрубил всё это действо лихим рок-н-роллом «Это не жизнь!». Некоторые музыканты утверждают, что, дескать, общаются с публикой посредством своих песен. Это довольно странно, вроде футбола в одни ворота. Сергей Калугин решил не изобретать велосипед и предпочитает записки от зрителей с вопросами и просьбами исполнить песню. Всё предельно просто, интересно и очень весело. Общительный, остроумный и исключительно вежливый Сергей отклонял просьбы об исполнении песен заведомо электрических. Раскрученный на радио последний хит «Шитрок», как объяснил автор, изначально и был акустической песней. Дослушать дальнейший комментарий возможности не было, так как очень спокойный до этого зал видимо устал сдерживать эмоции и возликовал. Ну что тут скажешь? Песня конечно отличная, драйвовая, с тонкой самоиронией. Но неужели среди глубокомысленных и печальных песен не нашлось места для взрыва эмоций? С каких это пор «Восхождение чёрной луны» публика оценивающе воспринимает с лицами присущими для «Реквиема» Моцарта»? Желанный всеми «Сицилийский виноград» вызывает снисходительные улыбки. Но это не мешает чопорным псевдо-эстетам возжелать умопомрачительный «Танец Казановы», на котором Калугин опасался, что порвёт ко всем чертям струны. Заметьте, за пальцы свои он не боялся, а публика в ответ лишь одобрительно поёрзывала задницами на стульях. Я не призываю ломать эти самые стулья и прыгать с «козой» под сценой, для этого есть «Оргия». Но гляньте на худой конец какой-нибудь Грушинский фестиваль и поучитесь у старшего поколения, которое не воспитывалось на раскрученных по-радио хитах. Ну а потом кто-то наступил Сергею на любимую мозоль. Задал вопрос про гитары. Музыкант с любовью рассказал о целой свое коллекции, в том числе и про американский Martin, на котором выступал сегодня. Затем прочёл целую лекцию о том, где и как надо покупать правильные инструменты, включая технологию их изготовления. Вторая часть концерта была великолепна не только из-за исполнения хитов и всяких шуток-прибауток. Чего стоит только одна хулиганская «Селёдка»! При всей своей аккуратности и даже некоторой педантичности, Сергей - человек настроения и с чувством обалденного рок-н-ролльного раз......ства. У меня было ощущение, что он сам не знает, что будет петь минут через пять! Вот в таком настрое была исполнена «Чёрная земля» памяти Егора Летова, и после такой интерпритации слушать её в электричестве уже не хочется. Нету там этой простоты и искренности. Иногда публику артист раскачивал как на качелях: за мрачной эпичной «Чёрной Луной» он вдруг заводил язвительно-юморную «Перечитай», а после следовал диалог с публикой о Боге. Публика тоже порой давала прикурить убойными вопросами, вот например: «На нашем радио какой-то человек сказал, что ставит ваши стихи на одну полку с Иосифом Бродским и группой “Моя Дорогая”. "Ну что я могу сказать, это человек широко мыслящий...Я тоже люблю эту группу и Бродского. Большинство Бродского презирает, а я его люблю». При всей моей симпатии к группе «Оргия Праведников», вне всяких сомнений гений Сергея Калугина можно открыть только на таких концертах. Слышишь звук каждой струны и спокойный уравновешенный голос. Либо совершенно по-другому. Одна гитара в его руках создаёт стену звука, по которой мчится «Туркестанский экспресс». Его голос гипнотизирует, и ты уже вместе с ним скользишь «по кускам обгорелого мяса». Далеко не все захотят принять участие в таком театральном представлении. И не многие найдут в себе силы и желание слушать песни Калугина каждый день, но желание оставаться людьми в нас должно быть всегда.Фото: Александр Карпов Текст: Алексей Романенко
У меня вопрос к редактору фото данного материала. Конечно творчество Калугина это не радужный фестиваль, но и не замогильные романсы. К чему этот «Paint it Black» ? Само собой, иногда чёрно-белые фото придают эдакий налёт загадочности, подчёркивают стиль. Но крайне редко! А портал «Около» просто кишит этой траурной стилистикой. Это к чему? Хотим вогнать всех в депрессию? Да в нашем милом городке и без этого порой утопиться хочется. Больше красок! Больше юмора и жизни! Извиняйте, ежели резковато…