Текст: Евгения Савкина
Воздушный маршал: Практическое руководство по безопасному полету
Около 30-ти дней съемочного процесса и 50 миллионов долларов бюджета были умело использованы режиссером Хауме Кольет-Серра. Имея в качестве места действия экшн-картины салон самолета, а исполнителем центральной роли — Лиама Нисона, фильм «Нон-стоп» заблаговременно обеспечивает себе потенциальный успех у публики, а также делает заявку на попадание в список лучших остросюжетных картин.
По пути из Нью-Йорка в Лондон пассажирскому борту «British Aqualantic Flight 10» придется преодолеть не только много сотен миль, но и столкнуться с реальной опасностью исходящей от одного из индивидов, находящихся в самолете. На счастье членов экипажа, среди прочих билет до Лондона также приобрел федеральный маршал США по имени Билл Маркс.
Что можно особо подчеркнуть и одобрить в работе постановщика Хауме Кольет-Серра, так это некоторую многогранность происходящего, что для картины в жанре экшн зачастую считается необязательным. Но, режиссер из Барселоны полагает иначе, и не согласиться с ним нельзя. «Нон-стоп» не опирается на простую схему «противостояние хорошего парня и бандитов в замкнутом пространстве», фильм развивается также и в другой плоскости.
Во-первых, главный герой — далеко не самый идеальный человек, у него проблемы личного характера, которые сочетаются с алкогольной зависимостью. И уже одно это интересно, так как он не просто безликий герой, роль которого строго ограничена борьбой с преступностью. К тому же нашему маршалу приходиться бороться с психологическим дискомфортом, что он испытывает из-за страха перед полетами, то есть Биллу Марксу ничего не дается легко.
Во-вторых, действие «Нон-стоп» происходит в замкнутом пространстве, что является довольно сложно реализуемой задачей для режиссера — с одной стороны нехватка локаций, а с другой — необходимость очень четко прорабатывать каждую сцену и произносимый актерами текст. Кольет-Серра же еще более усложняет свой фильм, решая сделать перенос абстрактного социума на отдельно взятых пассажиров самолета: каждый из них может оказаться преступником, каждый непредсказуем, и в конечном итоге сказать кто друг, а кто враг невозможно.
И, наконец, создателями фильма удается перевести камерность в разряд масштабности путем соединения ограниченности пространства физического и бесконечности пространства художественного. В картине будут действительно грандиозные сцены уровня приключений Итана Ханта, но они менее интересны, чем происходящее между людьми, находящимися в салоне пассажирского самолета. Может быть без спец. эффектов можно было бы и легко обойтись, но законы жанра неумолимы.
Если сравнивать «Нон-стоп» с предыдущим творческим объединением актера Нисона и режиссера Кольет-Серра под названием «Неизвестный», то история о воздушном маршале, оказавшемся в опасной ситуации на высоте нескольких тысяч метров, несколько проигрывает в напряжении новелле про шпионов-диверсантов в центре Европы. Хотя «Нон-стоп» с его 50-тью миллионами бюджета против 30-ти у «Неизвестного» в части зрелищности безусловно оказывается в превосходящей позиции. Но вот реалистичности и сюжетной неожиданности (как бы это странно не звучало, учитывая события фильма «Нон-стоп») все-таки в «Неизвестном» было больше.
Кто окажется главным злодеем и противником Билла Маркса (Лиам Нисон) вы сможете легко догадаться, если хорошо знакомы с амплуа актеров, играющих в фильме. Компания Лиаму Нисону, который кажется достиг статуса абсолютной звезды высококачественного экшна, составляют: рыжеволосая Джулиана Мур, утонченная Мишель Докери, обласканная критиками Лупита Нионго, характерный Ши Уигхэм и бесподобный Скут МакНэйри. Если вы, исходя из каста, догадались кто является преступником/преступницей, то интереса к происходящему на экране при просмотре картины, у вас не уменьшится, так-как «Нон-стоп» очень захватывающий фильм даже безотносительно личности главного злодея.
Несмотря на некоторые логические шероховатости, «Нон-стоп» достоин просмотра, потому что в нем есть самая главная составляющая успеха — герой. Билл Маркс воздушный маршал, но полеты он не любит, и каждый раз, очевидно, преодолевает себя и свой страх, чтобы должным образом нести службу. И небо отплатит ему за усилия сообразно своей мрачной грандиозности. Пусть Маркс и не идеальный герой, удовлетворяющий всем нормам и требованиям, но он прежде всего хороший человек и этого вполне достаточно.