Текст: Ульяна Дорохина
«Трудно быть Богом»: Эпоха вырождения
«Трудно быть богом» - последняя работа Алексея Германа, его трехчасовой разговор со зрителем посредством знаков и символов. Вместо слов - визуальные метафоры, вместо музыки - отголоски пения, вместо света - тьма, вместо рая - ад. Таков мир, где даже Богу трудно.
Жуткая атмосфера беспросветная и мрачная обступает со всех сторон, замыкая в кокон вечного сумрака ночи, где всеобщее беспрекословное повиновение, вкупе с варварством и жестокостью наполняют ощущением леденящего ужаса. Смотреть фильм неприятно, порою страшно, а иногда кажется, будто выворачивают душу наизнанку. Как верно выразился У. Эко «трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого лютого фильма Германа». Однако под тенью кошмара и скрывается основная проблема, и, видимо, нужно пройти все семь кругов ада, чтобы понять ее, пропустив через себя весь поток грязи, вони и смрада, осознать, что это было и зачем.
Режиссер вводит зрителя в картину, не предлагая, а настаивая на том, чтобы он стал соучастником происходящего. Отсюда и нечасто встречаемый ракурс в кино, когда актер, словно в театре, смотрит зрителю прямо в глаза, и неважно немой ли это взгляд или короткая фраза, брошенная на бегу. Хотя скорее взгляд, когда полный отчаяния, когда с насмешкой, а иногда ищущий простого человеческого сострадания.
Краткая историческая справка. Картина, поставленная по одноименной повести братьев Стругацких, задумывалась еще в начале 1960-х. Именно тогда Герман-старший, спустя четыре года после публикации повести, решил снимать по ней фильм. После того как Борис Стругацкий совместно с режиссером написал сценарий, начались съемки в Чехии, вскоре прекратившиеся в результате вторжения в Чехословакию войск СССР. Работа возобновилась лишь в 2000 году. Однако финансовые трудности тормозили производство картины. Спустя более десяти лет, фильм появился на экранах, благодаря Алексею Герману мл. и Светлане Кармалите, которые и завершали картину.
В начале повести Стругацких значится два эпиграфа. Первый, словами Пьера Абеляра, гласит: «То были дни, когда я познал, что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться». Второй из уст Хэммингуэя звучит так: «Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?». Эти две фразы станут квинтэссенцией происходящего на экране.
На некой планете, где творится эпоха, схожая с нашим Средневековьем во времена Возрождения, Дон Румата Эсторский управляет городом Арканар, ему подчиняются десятки рабов, ведущих унизительное существование. Герой, призван с планеты Земля подправлять ход исторических событий, не вмешиваясь в дела цивилизации. Однако «быть богом» не простая задача, и в какой-то момент бог устает, сознавая, что всегда будут сильные, которые поработят слабых, и всегда будут «серые», которым придут на смену «черные». И он берется нарушить ход событий.
Роль Руматы Эсторского исполнил Леонид Ярмольник, сыгравший первую в своей жизни главную роль. Говорить о том, что наконец к Ярмольнику пришла/придет слава, и он дождался своего звездного часа, явно не стоит, совсем не в этом дело. «Трудно быть богом» это монументальное кино, созданное на века и вне времени. Быть героем этого фильма, это словно быть запечатленным на полотне Рафаэля или Моне. Это событие, это история, это нечто высшее, чем просто искусство.
Летом прошлого года картину представили на римском кинофестивале Алексей Герман мл. и Светлана Кармалита, назвавшая картину воплощением одного из смыслов жизни режиссера. А. Герман же сказал: «99% времени отец думал об этом кино, я в нем видел Льва Толстого, который писал «Войну и мир».
Многие сравнивают фильм с полотнами Босха, кто-то с писателями постмодернистами Джойсом, Кафкой и Фолкнером, некоторые с творчеством абстракциониста Кандинского, но, безусловно одно - этот интертекст Германа постмодернизм другого масштаба, другого времени, а может быть и века. «Если вы будете писать обо мне на Земле, напишите, что богом быть трудно».
Уважаемый Евгений, спасибо за критику. Совершенству нет предела, значит есть к чему стремиться. Свое мнение по поводу первой роли Ярмольника я строю на основе одной из программ, посвященных творчеству актера, где его коллеги подтвердили, что главных ролей он в кино не сыграл. Следовательно, это его первая главная роль. Вы видимо меня не совсем поняли, не о той знаменитости актера я вела речь. А насчет неграмотных журналистов, я думаю, что не все потеряно. Почитайте например, рецензии Антона Долина, раз уж вы так разгневаны моей) Что ж, может быть когда-нибудь я и буду писать про моду, а сейчас простите, но буду морать бумагу и писать про кино, ничего не поделать. Се ля ви, как говориться) Се ту. Мерси пур вотре атенсьон.
Господи! Какой ужас! Уважаемая Ульяна! Для начала, прежде, чем писать рецензию на фильм Германа, пересмотрите его предыдущие картины. Далее, стоило посмотреть пару фильмов с Леонидом Ярмольником, а потом уже утверждать, что это его «первая главная роль». И насчет знаменитости. Это неслыханная чушь! Знаменитым Ярмольник стал еще в конце 80-х. Как избавиться от неграмотных журналистов? Видимо, никак…
Пишите что ли про моду тогда, если ничего не смыслите в других областях.
Мне кажется, Вы горячитесь Евгений. Дело в том, что до нулевых, когда начали снимать «трудно быть богом», Ярмольник воспринимался скорее как актер комедийный.
А Герман (не особо знакомый, кстати, с творчеством актера) был уверен, что этот самый известный «комик» сможет стать тем самым Руматой, которого он видит в фильме.
так что воу-воу-воу палехче