Наш патриотизм не очень высок,
Он не фужер на банкете, не танцор нагишом.
Ю.Ю. Шевчук
10 марта в Театральном пространстве Цех, куда до этого момента мы ходили исключительно на постановки Театра поколений и студии «Кумкуат», состоялась премьера спектакля «Патриотизм» режиссера Руслана Кацагаджиева. Это творение Театра Ненормативной пластики. Главную и единственную роль в спектакле сыграла Светлана Смирнова, ей аккомпанировал на электрогитаре Артем Ширяев. Спектакль «Патриотизм» поставлен по новелле Юкио Мисимы - довольно неоднозначного, но известного в Японии и за ее пределами писателя. В центре повествования – поручик императорской армии Синдзи Такэяма и его жена Рэйко. В период действия новеллы – феврале 1938 года - группа офицеров, среди которых друзья поручика, делает попытку совершить государственный переворот, устранив ведущих политических деятелей страны. Святая вера в свои монархистские убеждения и осознание будущей расправы над друзьями-мятежниками толкает Синдзи Такэяму на самоубийство, а его любящая жена следует примеру супруга. Но почему-то поступок поручика и его жены не вызывает сочувствия: все хорошо в меру, в том числе и патриотизм. Даже сам Синдзи Такэяма, «прощаясь» со своей страной, не испытывает уверенности в том, что любимая Родина оценит его жертву, как и жертвы других преданных ей граждан. До последнего момента хочется верить, что хотя бы у Рэйко здравый смысл и желание жить возобладают над слепой убежденностью в необходимости жертвовать своей жизнью. К сожалению, этого не происходит. Может, нам не понять этих поступков из-за разницы в менталитетах? Что касается самой постановки, то она целиком и полностью соответствует современным представлением о драматургии и двум ее постулатам – натуралистичности и эпатажу. Например, последняя ночь супругов описывается довольно подробно, отражаясь как в словах, так и в пластике. Светлана Смирнова двигается гибко и невероятно красиво, что, разумеется, важно для актрисы Театра ненормативной пластики и придает происходящему чувственности. Также подробно описывается и самоубийство героев – это не для слабонервных. Харакири, вероятно, самый жестокий и кровавый вид самоубийства – для настоящих самураев. Смерть – главная героиня этой постановки, она сквозит в «разговорах» и как будто ощущается в воздухе. Для Рэйко и Синдзи смерть становится избавлением и возможностью получить свободу от всего. К тому же, это, должно быть, романтично – любящие друг друга мужчина и женщина вспарывают себе животы в один день. В спектакле проявляется национальный колорит Страны Восходящего Солнца – например, герои пьют сакэ. Актриса Светлана Смирнова одета в белое платье – почти в самом начале появилась мысль, что больше бы подошел для такого случая черный цвет. Но потом вспомнилось, что траурный цвет почти в каждой стране свой, и в Японии он – белый. По тексту героиня ходит в шелковом кимоно, и можно было закрыть глаза и представить, что мы действительно в Японии. А как пел Борис Борисович: В саду камней вновь распускаются розы. Ветер любви пахнет как горький миндаль. У древних богов при взгляде на нас выступают слезы. Я никак не пойму как мне развязать твое кимоно – а жаль.Текст: Алла Игнатенко
Фотографии предоставлены организаторами спектакля