«Сжигатель трупов» – сборник рассказов Кирилла Рябова. Чарующее название книге дал интернет-псевдоним ее автора. Она собственно и есть личность писателя – трехчастная визитка, представляющая разные направления его творчества.
Рассказы «Сжигателя трупов», пожалуй, можно обрисовать ощущениями ужаса и страха. Это послевкусие, с одной стороны, соотносимое с творчеством Варлама Шаламова, от которого самые зверские человеческие начала сбиваются в кучу и яростно шипят внутри. А, с другой стороны, ужас того, как сборник неудачно построен: слишком смешно переходить от персонажей, гниющих в аду, к жалким тупицам, которым просто не дают девушки.
В первой части «Любовь к неодушевленным предметам» нам представляется уже изрядно поднадоевший герой «буковского» типа – непременно пьющий, асоциальный, теряющий работу\жену\достоинство. Персонажи теряются в окружающей действительности, не понимают, как относиться к тем самым одушевленным и неодушевленным предметам. В этой части гибнут котята, по телу пробегают красные аллергические пятна, а люди бесконечно блюют.
От опостылевших бесконечных внутриэкзистенциальных метаний первой главы мы внезапно погружаемся в «Чистилище» – мир блокады. Человек боится. Человек предает. Человек перестает говорить своим голосом. Промерзшие, умирающие от голода, холодов и себя самих люди наделены инстинктом выжить. Это никак не соотносится с тем героическим пафосом, в который мы упрямо привыкли верить, с принципами гуманизма, с которыми человечество никак не может расстаться.
[caption id="attachment_42840" align="alignright" width="236"] Кирилл Рябов[/caption]Но Кирилл Рябов поясняет, что эту человеческую сторону тоже необходимо знать. Есть некий пласт мира, без которого наше восприятие реальности становится некой оптимистической истерией. Люди, твердящие о том, что все наше существование сводится к достижению счастья, а мир есть любовь, которая творит чудеса, зачастую просто не выходят из ракушки. Потому что снаружи творится, бог весть что.
Рассказы блокады не «мрачняк» и «депрессуха», это возможность понять себя через то мерзкое, что существует в мире, и посредством этого очиститься. Ведь катарсис предполагает экстаз не только от красоты, но и от боли, от леденящего ужаса. «Чистилище» – действительно сильная глава, которую стоит прочитать. Но перед этим дважды подумать, готов ли ты к этому.
И внезапно в третьей части – опять тот самый страдающий герой-мудила, которому не дают телки, а он пьет. После предыдущих кошмарных откровений вызывает лишь искренний смех. Хотя рассказы не плохие, да и вообще произведения про кретинов имеют полное право на существование. Просто редактор будто бы поглумился: настолько части не взаимодействуют между собой. После «Чистилища» не ждешь «Больных людей». После отца, ворующего еду для дочери, которая на самом деле уже несколько недель как мертва, а лицо ее сожрали крысы, не ждешь идиота, влюбившегося в девушку, потому что она не носит трусы.
И вот так читателя матросит по всем частям этой книги, а в голове остается полная каша. Ни выводов, ни удовлетворения, ни понимания. А обидно – писатель талантливый. Но на «Национальный бестселлер» сборник явно не тянет.
Текст: Ольга Кондрахина