«Антихрист» Ларса фон Триера открывает знаменитую «трилогию депрессии» режиссёра и повествует об утопическом способе выхода из этого душевного состояния.
Он (Уильям Дэфо) и Она(Шарлотта Генсбур) занимаются сексом, в это время происходит несчастный случай - их единственный ребенок погибает, выпадая из окна. Мать ребенка пребывает в тяжелейшей депрессии, принимает различные лекарства, однако все безрезультатно. Ее муж, работающий психотерапевтом, решается попробовать вылечить её без лекарств.Впервые картина была представлена на Каннском фестивале в 2009 году, где была холодно встречена публикой. Газеты пестрили заголовками: "«Антихрист» испугал Канны".
Основная часть сюжета и вся идея фильма развиваются в одном месте. Место это носит название Эдем и представляет собой лес, в котором есть дом, куда и направляются главные герои. Она боится леса, он в ее представлении гниет, но не только лес, а все вокруг, даже фауна. Он – голос разума, психиатр, решающийся воспользоваться методом «клин клином». Он думает, что если оказаться в «сердце» ее страхов, можно ликвидировать основную причину депрессии. В древности люди задумывались о том, откуда в мире произрастает зло, искали виновных. Бог не мог сотворить всех тех кошмаров, что выпали на род людской, следовательно, это сделал дьявол. А мир, в котором мы пребываем в страдании – продукт его злого промысла. Но режиссёр показывает нам, что одного дьявола мало, у него должны быть прислужники, проводники его темных дел. В фильме этим проводником представляется женское начало и природа (nature). Кстати, «natura» от латинского прямого значения, означает еще и «влагалище». Здесь можно провести параллель, связывающую природу с женщиной и дающее нам не кого – то, а самого настоящего прислужника тьмы. В привычном значении Эдем – это рай, но для героев он становится адом - так стирается равновесие добра и зла в картине. Эдем - это место, где вера в «неосредневековое» хаотичное мировоззрение рано или поздно заключит вас в свои объятия. Кроме того, мир Антихриста отчасти связан со средними веками. Оказывается, героиня Шарлотты Генсбур изучала процессы над регенсбургскими ведьмами, вызывавшими бурю, и проштудировала немало материалов на тему женоубийства. Ее труды находит муж, понимает суть ее расстройства, и насколько всё серьезно. Но он не теряет рассудок и вновь пытается уравновесить мир. Даже после того, как он встретил говорящую лисицу, сказавшую ему, что «хаос правит всем». Несмотря на ужас, происходящий на экране, мастерство работы оператора, спецэффекты просто поражают и зачаровывают. Множество совершенных планов, хоть и гниющей, но красоты леса, незабываемый туман - все это передает не только смысл фильма, но и погружает вас в Эдем, в мир фон Триера.Картину сложно отнести к какой-то определенной категории, в ней соединено несколько жанров: ужасы, триллер, драма.
Несмотря на необычные идеи Триера, а может, так раз благодаря им, он - гений, и ему удается невероятно точно изобразить клиническую картину депрессии и внутренний мир психически нездорового человека. Противостояние разума (человека) и хаоса (природы) просто потрясает до глубины души. На данный момент, трилогия фон Триера уже закончена, после «Антихриста» вышел фильм «Меланхолия», повествующий о приближающейся к Земле незнакомой планете, и реакции двух женщин на этот факт. А завершающим фильмом стала «Нимфоманка», представляемая в двух частях и имеющая обычную и режиссерскую версии. Все фильмы фон Триера о женщинах, с самых необыкновенных точек зрения.Текст: Василиса Владимирская