Казахская «жемчужина» в целости и сохранности

10 марта постановкой «Биржан и Сара» завершился гастрольный визит казахстанского театра «Астана Опера» в Петербург. Корреспондент «ОКОЛО» разбиралась, что помогло европейцам понять азиатское искусство. _DSC6831.JPG Третий по величине театр оперы и балета в мире «Астана Опера» открыл свой первый сезон еще в 2013 году и так же постановкой «Биржан и Сара», как раз к столетию композитора Мукана Толебаева. В Петербург привезли произведение не случайно: все-таки режиссер-постановщик спектакля, Юрий Александров, – художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера». К жемчужине казахского искусства, как называют оперу «Биржан и Сара»  многочисленные музыковеды, Александров отнесся бережно. _DSC6763.JPG Последний раз опера демонстрировалась в России в 1958 году, но, как и тогда, 10 марта в Мариинском театре главная героиня выезжала на сцену на живой лошади. В 2014 партию Сары исполнила лауреат многочисленных премий Нуржамал Усенбаева , а 68 лет назад на сцене блистала пожалуй самая именитая в Казахстане оперная певица Куляш Байсеитова. Куляш Байсеитова, кстати, не просто привела Тулебаева к Сталинской премии за «Биржана и Сару», она, что еще более важно, можно сказать, привела его в музыку. Байсеитова была одним из членов комиссии, которая по итогу смотра талантов отправила юного Муканова на обучение в Московскую Консерваторию. _DSC6958.JPG Пожалуй, в первую очередь, обучение в России и повлияло на европеизм творчества Тулебаева и в частности вершины его музыкального пути – оперы «Биржан и Сара».  Но, несмотря на этот европеизм, произведения Тулебаева обладают в то же время ярким национальным окрасом. Сюжет оперы напоминает распространенную в мировой культуре историю любви Ромео и Джульетты. Главная героиня, акын (певица, бард-прим. автора) Сара, отказывается признавать замужество с баем (богатым человеком – прим. автора) Жиенкулом, поскольку влюблена в акына Биржана. Однако поверх общечеловеческого сюжета накладывается остросоциальная тематика, присущая исключительно мусульманскому миру, ведь, не повинуясь закону, Сара не повинуется, прежде всего, воле Аллаха. _DSC7046.JPG В музыкальной составляющей оперы чувствуется влияние Вагнера, Чайковского, Бородина, которое отмечают и музыковеды, и биографы. Безусловно, на основу из музыки своих любимых композиторов Тулебаев положил и свое собственное видение музыки, и свой собственный стиль, и   национальный колорит. Ведь сочинитель оперы рос в народной среде, да еще и в семье талантливых музыкантов. Безусловно, уникален Тулебаев в первую очередь тем, что он соединил в плодах своих трудов народно-песенную культуру своего народа и высокие европейские традиции классического оперного исполнения. С одной стороны, много в его опере где-то слышанного, похожего, знакомого из творчества привычных уху европейца композиторов. С другой стороны, Мукан Тулебаев - один из немногих музыкантов, поднявших казахское народное  песенное творчество на уровень мировой известности. Ведь у Биржана оперного есть реальный прототип – акын 19 века, Биржан Сал, и только Тулебаев записанные кюи (песни– прим. авт.) акына переложил и сохранил на века в своем собственном произведении. _DSC6854.JPG Конечно, в наше время постановка «Биржана и Сары» в чем-то кажется несовременной, чересчур советской, утрированной, но на определенном этапе развития казахской оперы она была более чем новаторством. Сейчас же она предстала перед нами как музейный экспонат, почти такой, какой она была 68 лет назад в день своей премьеры. И дело не в сюжете, а в исполнении. Для казахов и выходцев из Казахстана, которые собрались в зале 10 марта в небывалом для Петербурга количестве, это особенно ценно. Концентрация самого лучшего в национальной культуре в опере «Биржан и Сара» - самый теплый привет с Родины.  

Текст: Анна Балахонцева

Фотографии предоставлены организаторами мероприятия

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения