Горе уму и всем проявлениям индивидуального начала - мысль, так или иначе возникающая во всех литературных произведениях. Вслед за Чацким разочаровавшийся в людях и в себе чеховский Иванов вопиит: «Выбирайте себе что-нибудь заурядное, серенькое, без ярких красок, без лишних звуков. Вообще всю жизнь стройте по шаблону… не воюйте … в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом о стены». В спектакле Александра Белинского Чацкий (в исполнении Александра Муравицкого) - наполненный сосредоточенной мыслью, скепсисом, но одновременно с этим удивительной страстностью юноша, ураганом влетающий в спящий мир фамусовского дома. Дом же нелеп по природе своей – недаром вместо парадных портретов князей и княгинь (всех внесценических персонажей) на стенах дома красуются бессмысленные картины: тело без головы или укрупненная часть лица. Так задается главный мотив спектакля: возникает образ безликого человека, готового пойти на все ради улучшения своего социально-материального положения.
Фамусов (в исполнении Леонида Алимова) - сознательный вектор спектакля. Вся глубокая сатиричность героя, верящего (опираясь на существующую в обществе норму) в ненужность просвещения, в необходимость следования заветам дедов, преданных государственным интересам царедворцам (имеющим свою выгоду, естественно), умело чувствующего малейшее дуновение сквозного ветра свободы и отрицающего его как ветер чуждый - воплотились в созданном артистом художественном образе очень точно. Опасливо боящийся, что созданный им покой и почет будет низвергнут, Фамусов пытается научить молодых людей, как надо жить. Артист не играет комичного старика, произносящего набившую оскомину речь: «Спросили бы как делали отцы?» Он говорит это искренно, пытаясь выступить в качестве резонера, несущего свет истины. К нему на подмогу приходит полковник Скалозуб (в исполнении Романа Громадского), увлеченный военной службой чиновник. Но он тоже человек лишь наполовину, что иронично подчеркивается тем, что герой является одним целым с лошадью: когда он слезает с нее, у нее остается лишь голова и задняя часть туловища, а середины - нет. Такими оказываются все обитатели дома Фамусова: без центра, без сердца, без души.
Софья (Дарья Степанова) и Молчалин (Сергей Ленков) - странная пара. Девушка тянется к Молчалину, потому что он - полная противоположность острому на язык, непонятному ей Чацкому. Она мыслит очень категорично, не считая возможным совмещение в человеке противоречивых качеств. Софья не понимает Чацкого, но хочет понять - его высокомерие и язвительность кажутся ей частью злой души, а молчаливость и угодничество Молчалина - частью светлой. В обществе, наполненном ложью и стремлениям к практическим выгодам, теряются ценностные ориентиры, белое принимается за черное, а цениться начинает не ум, а умения.
Второй акт спектакля представляет собой скопище прибывающих на бал людей, не обладающими даже намеком на характер. Это общество - безликое, в отличие от ярких персонажей Грибоедова. Режиссер утрирует ситуацию, делая всех людей похожими друг на друга, и на фоне этого одиночество Чацкого должно зазвучать на высокой ноте. Но этого пока не происходит. Трагедийный, как и комедийный накал, заложенный в стихах Грибоедова, не раскрыт артистами настолько, насколько это возможно.
Финальный возглас Чацкого «Карету мне!» оказывается беззвучным – то ли в силу тяжести разочарования героя в мире и любви, то ли как знак того, что «сплоченное большинство» победило героя-одиночку.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фотографии предоставлены организаторами спектакля.